1

Пресса - Ашкеров, Андрей Юрьевич - Исследования

31 января 2011


Оглавление:
1. Ашкеров, Андрей Юрьевич
2. Исследования
3. Публицистика
4. Общественная деятельность
5. Основные работы
6. Публикации



Ашкеров начал проявлять себя как исследователь со второй половины 1990-х годов. Первоначально занимался проблемами социально-политической теории. Критиковал праволиберальное представление о Советском Союзе как стране, в которой не существовало среднего класса. Доказывал необходимость сохранения субкультуры советского среднего класса, недопустимость создания нового среднего класса «с нуля».

Занимался проблемами социально-экономической и политической модернизации. На основе анализа «реформаторских» текстов пришёл к пониманию циклов отечественной модернизации как циклов деградации, в которых реформы становятся возможны исключительно ценой разрушения существующих достижений. Рассматривал последствия попадания страны в ловушку «догоняющего развития», описывал феномен неоварварства как следствие модернизационных преобразований. Изучал политическое измерение конфликта поколений и поколенной идентичности.

Параллельно с анализом модернизационных процессов Ашкеров обращается к праксеологической и социально-антропологической проблематике, к текстам по теории структурализма и постструктурализма. Под влиянием идей М.Фуко, приходит к формационному рассмотрению властных отношений, социальных практик, истин и ценностей.

Впоследствии внимание к выявлению издержек модернизации предопределяет интерес к сразу трем направлениям философии: кантианству, марксизму и деконструктивизму. Этот интерес обернулся целой серией историко-философских текстов, посвященных, в частности, проблеме идентичности у Канта, антропологии человека производящего К.Маркса, философии человека ценящего и обесценивающего у Ницше, онтологии и антропологии биовласти у Фуко, концепции «человека без сущности» Ж.-Л. Нанси и т. д.

Одновременно Ашкеров исследует феномен социального обмена, сопоставляет формы его осуществления в капиталитических и докапиталистических обществах.

Параллельно Ашкеровым осуществляется социально-антропологическим анализ Античности и античного «homo politicus».

Концептуализируя феномен современности и проблему осовременивания прошлого, Ашкеров приходит к тезису: «Реконструкция есть деконструкция». В порядке развития данного тезиса, им формулируется теоретическая максима: Чтобы перестать осовременивать, необходимо принять неизбежность осовременивания настолько, чтобы научиться определить его меру. В опоре на эту максиму обосновывает метод социально-исторического дистанцирования, альтернативный как представлениям о нейтральном наблюдателе, отделенном от своего объекта абсолютной дистанцией, так и представлениям об эмпатии, то есть о возможности полного и безраздельного «вчувствования» в другого.

На рубеже веков Ашкеров обращается к созданию символической праксеологии, под углом зрения которой концептуализирует понятия традиции, ритуала и обычая, а также кондовости и кондового мышления. Применяя элементы метода структуралистского анализа мифов, систематизирует наследие различных школ и направлений социально-антропологического познания. В ситуации повсеместной дискредитации марксизма реактуализирует проблематику труда и производства, публикует серию статей на соответствующие темы. Исследует феномены этноса и этничности, приходит к выводу о диаспоральных взаимосвязях как прообразе сетевой организации общества. Обращается к рассмотрению «онтологии и антропологии глобального мира», предпринимает попытку философского обоснования антиглобализма.

Опираясь на работы Нанси, Ашкеров изучает проблематику человеческой телесности. Подводя итоги деятельности Пьера Бурдье и Жака Деррида, создает жанр философского некролога как жанр герметизации опыта философии. Первым в России обращается к социально-философской интерпретации творчества антрополога Эдварда Саида.

В ряде философско-исторических исследований Ашкеров разрабатывает метод экзистенциальной компаративистики, основывающийся на сравнении способов онтологизации общественных отношений.

Параллельно с этим Ашкеров обращается к проблемам философии образования, занимается эволюцией исследовательского университета.

В настоящее время социально-философские и политологические исследования Ашкерова связаны с темой бюрократического господства и феноменом политического фетишизма.



Просмотров: 5583


<<< Андреев, Алексей Валерьевич
Вербицкий, Михаил Сергеевич >>>