1

Пресса - Горнфельд, Аркадий Георгиевич - Критическая деятельность

31 января 2011


Оглавление:
1. Горнфельд, Аркадий Георгиевич
2. Учёное поприще
3. В «Русском богатстве»
4. Горнфельд-энциклопедист и журналист
5. Критическая деятельность
6. Горнфельд и еврейство
7. Горнфельд и литературная борьба 20-х годов
8. Библиография



А. Г. Горнфельд был одним из наиболее заметных литературных критиков своего времени. Самые известные его книги: «Пути творчества»,, «Романы и романисты»,, «Как работали Гёте, Шиллер и Гейне»,. Наиболее крупные статьи: «Забытый писатель» <Кущевский>,; «Критика и лирика»; «И. И. Дитятин»; «Поль-Луи Курье»; «Памяти Герцена»; «Теория и практика изучения литературы»; «Русские женщины Некрасова в новом освещении»; «Экспериментальное искусство»; «Будущее искусства»; «С. Т. Аксаков», «Литература и героизм» и др.

В теоретических работах по литературе Горнфельд примыкает к научно-философскому направлению В. Гумбольдта, Штейнталь-Лацаруса, Потебни и Веселовского, рассматривая поэзию как коллективное познание в образах и привлекая к анализу писателя по преимуществу элементарные формы его творчества стиль, язык и т. п.

По мнению С. А. Венгерова: «Видный деятель „Русского Богатства“ Горнфельд совершенно чужд, однако, публицистической критики. В литературном темпераменте его нет ничего боевого. Он тонкий критик-аналитик. Главные литературные интересы его — в сфере эстетики. Это, однако, не та старая эстетика, которая брала на себя направлять творчество писателя и обыкновенно запрещала ему касаться всего, что выходит за пределы чистого искусства. Горнфельда занимает эстетика научная, ничего не предписывающая и только объективно анализирующая. С внешней стороны это как будто воскрешение старой риторики, потому что автор очень много занимается чисто внешним выражением поэтического творчества, теми муками слова, которые неизбежны при всякой формулировке серьёзной мысли и серьёзного настроения в сжатой и изящной форме; но в действительности им только выясняется органическая связь литературного творчества, как явления языка, со всей совокупностью психологических и социологических основ искусства».



Просмотров: 10129


<<< Гаммер, Ефим Аронович
Горц, Андре >>>