1

Пресса - Мир искусства (журнал)

22 февраля 2011


Оглавление:
1. Мир искусства (журнал)
2. Библиография



Обложка журнала за 1901 год

Мир искусства — ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, выходил в Петербурге с 1898 по 1904 гг.

Являлся органом художественного объединения «Мир искусства» и писателей-символистов.

Издатели — княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов, редактором был С. П. Дягилев. С 1902 г. издавался С. П. Дягилевым. С № 10 за 1903 редактором был также А. Н. Бенуа.

Редакция журнала располагалась в доме Дягилева.

Первый номер был сдвоенный и вышел 9 ноября 1898 года. Потом журнал выходил один раз в две недели, а с 1901 — раз в месяц.

«Сердцем» журнала, его мотором был Сергей Павлович Дягилев, сделавший огромный вклад в популяризацию русского искусства за рубежом.

В роскошно обставленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И. Е. Репин, К. А. Сомов, В. М. Васнецов и А. М. Васнецов, В. Д. Поленов, В. А. Серов, М. В. Нестеров, И. И. Левитан, К. А. Коровин, Л. С. Бакст, Е. Е. Лансере и многие другие. Это определило крайне высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классические образцы русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика «модерна».

Большое количество материалов было посвящено вопросам самостоятельной русской художественной промышленности — в том числе декоративно-прикладному искусству; особое внимание было уделено образцам старого русского искусства XVIII — начала XIX веков.

Журнал занимал ведущие позиции в России в области «нового искусства» и предоставлял читателям широкие возможности для знакомства с мировой художественной жизнью тех лет.

Литературную часть журнала возглавлял Д. В. Философов, где помещались религиозно-философские сочинения Д. С. Мережковского, З. Н. Гиппиус, Н. М. Минского, Л. Шестова, В. В. Розанова, К. Д. Бальмонта, литературно-критические статьи В. Я. Брюсова, Андрея Белого, А. П. Нурока.

Сам журнал на рубеже веков оказался рупором новых веяний в искусстве и во многом определил развитие российской культуры на рубеже веков. Литературная часть журнала, продолжающая тяготеть к русскому символизму, в конце концов пришла к идейному конфликту с его художественной частью, проповедовавшей «новую эстетику», впоследствии названную «модерном». В результате бурной и открытой дискуссии литературная группа Философова-Мережковского покинула издание, впоследствии основав свой «Новый путь».

С 1903 при журнале выходило особое издание: «Хроника Мира Искусства», посвящённое преимущественно художественной хронике.



Просмотров: 3363


<<<