1

Пресса - Монато - История журнала

01 февраля 2011


Оглавление:
1. Монато
2. История журнала
3. Издательство



«Семайно»

В 1977 г. Штефан Мауль работал редактором в издательстве «Вельтбильд». Он получил задание разработать новый журнал «Зенит» для старшего поколения. Этот проект провалился, но Штефан Мауль приобрёл опыт создания нового журнала. Это вернуло его к старой мечте об издании еженедельника на эсперанто, но не об эсперанто, а о политике, экономике, науке и т. д.

В том же году во многих немецких газетах и журналах появилась статья о «факте», что швейцарцы узнали, что Вильгельм Телль — вымышленный персонаж. На самом деле все швейцарцы это знают давно, и, конечно, такая ошибка не могла бы появиться, если бы статью писал швейцарец. Мауль задумался о существенном недостатке большинства журналов, пишущих о жизни за рубежом: чаще всего статью пишет житель страны, где издаётся журнал, а не той, где происходят описываемые в статье события.

В 1978 г. Мауль воплотил свою мечту. Был напечатан пилотный номер журнала «Семайно», 40 страниц формата A4 с чёрно-белыми иллюстрациями. В нём были статьи о терроризме, о предстоящей московской олимпиаде, о политической ситуации в Испании, о геронтологии и др. Мауль издал этот номер за свой счёт. Он посчитал, что проект будет успешным, если на «Семайно» подпишутся 10.000 человек. Но не набралось даже тысячи подписчиков, готовых отдать за годовую подписку 150 немецких марок. Мауль оставил свою идею, сочтя её несбывшейся красивой мечтой.

Поддержка Келета

В 1979 г. Штефану Маулю позвонил Торбен Келет, чья фирма «ТК/Стафето» уже издала много книг и имела собственный печатный станок. По мнению Келета, проект Мауля провалился из-за дороговизны. Келет предложил издавать журнал не еженедельно, а ежемесячно. Мауль сильно сомневался в перспективности этой идеи, главным образом потому, что ежемесячный журнал не сможет быть актуальным. Однако Келету удалось его переубедить. Вместо актуальности журнал может предложить глубокие аналитические статьи, написанные самими жителями тех стран, о которых идёт речь.

«ТК/Стафето» издаёт «Монато»

В январе 1980 г. вышел первый номер журнала «Монато». Его выпустила фирма «ТК/Стафето», которая взяла на себя финансовые риски. Сам Торбен Келет печатал и распространял журнал. Журнал верстался частично фирмой «Интелеско» бразильского эсперантиста Жерси Алфредо Байша, частично Манюэлом Халвеликом при помощи добровольцев из только что основанного Антверпенского графического центра. Годовая подписка стоила 800 бельгийских франков, для окупаемости проекта было нужно 2000 подписчиков.

Главным редактором «Монато» стал Штефан Мауль, он собрал группу компетентных сотрудников.

В конце первого года «Монато» провёл опрос среди читателей. Выяснилось, что 28 % читают журнал полностью и 60 % — большую часть.

Торбен Келет сдаётся

Хотя читатели были очень довольны формой и содержанием журнала, количество подписчиков так и не достигло двух тысяч. Кроме того, административной работы было больше, чем предполагал Торбен Келет: приём платежей за подписку, банковские проблемы, изменение адресов подписчиков, переписка о потерянных почтой номерах и т. д. Понимая, что работы слишком много, а необходимого числа подписчиков достигнуть не удастся, он в начале 1984 г. неожиданно объявил, что скоро выйдет последний номер и журнал «Монато» прекратит существование. Оплатившие подписку за 1984 г. смогут вместо журнала получить несколько книг издательства «ТК/Стафето».

Приведём выдержку из «прощального письма» главного редактора Штефана Мауля:

« Конечно было бы интересно проанализировать причины провала «Монато».

Возможно, мы в какой-то мере сможем сделать это — на основе писем, которые мы надеемся получить от вас, — в последнем номере. Несомненно, главная причина провала лежит не в самом журнале «Монато». Напротив, с точки зрения журналистики он не только уникален, но и успешен. … На наш взгляд, основные причины провала «Монато», частного предприятия, заключаются в поведении определённых, к сожалению многочисленных, кругов эсперантистов. Они просто не понимают, что столь престижный журнал на эсперанто заслуживает широкой поддержки уже потому, что само его существование является уникальным и серьёзным аргументом в пропаганде эсперанто.

»

Возможно, сам факт скорого прекращения выхода «Монато», возможно, обвинение Маулем «определённых кругов» встряхнули некоторых функционеров движения эсперантистов, в том числе президента Всемирной ассоциации эсперанто Грегуара Мартенса. Он хотел, чтобы организация помогла «Монато» выжить, однако столкнулся с сильным противодействием в недрах УЭА. В случае поддержки со стороны УЭА было бы недопустимо, чтобы в «Монато» критиковались правительства некоторых стран, региональные организации которых входят в УЭА. С другой стороны, Мауль никогда бы не согласился продолжать работу в журнале, если бы не имел возможности свободно публиковать любые мнения.

Однако Грегуар Мартенс победил и смог выработать план, удовлетворивший всех. УЭА взяла на себя издание «Монато» и была готова за свой счёт обеспечить подписчиков оставшимися номерами 1984 года, а с 1985 г. издавать журнал. По бумагам, однако, ответственным издателем осталась фирма «ТК/Стафето», потому что из-за политики нейтралитета УЭА общественность не должна была знать, что журнал издаёт УЭА. Вёрстка, распространение и администрирование журнала осуществлялись в Антверпенском графическом центре, а печатанием занималась «ТК/Стафето», но не как издатель, а как обычная коммерческая типография, услуги которой оплачиваются. Подписчики посылали деньги посреднику, Фландрской лиге эсперантистов, ассоциации, которая размещалась в том же здании, что и графический центр, и была тесно связана с ним. Посредник в конце года передавал деньги УЭА.

В сдвоенном номере 5/6 за 1984 г. появилось объявление «„Монато“ продолжает жить!». В том же номере несколько страниц были посвящены реакции читателей на предполагаемую смерть журнала.

В следующем году Антверпенский графический центр взял на себя также печатание журнала, так что отношения с издательством «ТК/Стафето» стали чисто формальными.

Эстафету принимает Фландрская лига эсперантистов

В середине 1980-х годов УЭА открыла офисы не только в Антверпене, но и в Будапеште и Нью-Йорке. Однако в 1988 году ассоциация стала закрывать дополнительные офисы, отчасти под влиянием взглядов тогдашнего генерального директора Симо Милоевича и члена правления УЭА Джан-Карло Фигьеры. По их мнению, члены УЭА не хотели, чтобы их членские взносы шли на поддержку «рискованных предприятий» и коммерческого графического центра. Директору Антверпенского графического центра Паулу Перартсу сообщили, что все сотрудники будут уволены, а офис закрыт. Так как графический центр осуществлял администрирование и издание «Монато», закрытие офиса означало бы также закрытие журнала, ведь денег на вёрстку и печатание журнала в другой фирме не было.

К счастью, и на этот раз нашёлся спаситель. Сам факт существования Антверпенского графического центра усилил эсперанто-движение во Фландрии. Начались переговоры между УЭА и Фландрской лигой эсперантистов, в результате которых лига купила всё оборудование графического центра и обещала за свои средства оплачивать работу сотрудников, а именно Гёйдо Байенса, Хюго Фонтейна, Герд Жак, Паула Перартса, Гёйдо ван-Дамме и Жан-Пьера Ванден-Дале. С этого времени издателем «Монато» стала Фландрская лига эсперантистов.

Отставка Штефана Мауля

Штефан Мауль был главным редактором «Монато» до 1991 года. Хотя Мария Беккер-Майсбергер занималась рубрикой «Кулинария», Маргрет Бранденбург отвечала за рубрику «Молодёжь», Гёйдо ван-Дамме с 1990 года готовил рубрику «Письма», а Жан-Пьер Ванден-Дале — рубрику «Загадки», редактировал все эти разделы сам Мауль. Собственно, он редактировал весь журнал, кроме рубрики «Рассказы и стихи», за которую отвечал Уильям Олд. Журналом «Монато» Мауль занимался только в свободное время, а работал он на полной ставке в газете «Аугсбургер альгемайне». В 1991 году он возглавил там отдел политики. Эта деятельность занимала много времени, часто требовалось работать сверхурочно. К этому прибавились проблемы со здоровьем, поэтому Мауль объявил, что вынужден уйти с поста главного редактора в январе 1992 года. Директору Фландрской лиги эсперантистов Паулу Перартсу досталась непростая задача найти замену. Скоро выяснилось, что никто не готов взять на себя этот огромный труд.

Примерно в то же время возникли проблемы с одной научной статьёй, опубликованной в «Монато», содержание которой подверглось серьёзной критике. Едва ли можно упрекнуть Мауля, ведь один человек не может быть специалистом во всех областях: науке, политике, экономике и т. д. Тогда у Паула Перартса возникла идея искать не одного главного редактора, а несколько редакторов, которые были бы компетентны каждый в своей области. Он поговорил со многими людьми, главным образом на Всемирном конгрессе эсперантистов в Бергене, и в январе 1992 года представил публике новую команду «Монато».

Новая команда

В 1992 г. новая редколлегия состояла из 17 редакторов. Некоторые из них и раньше работали в «Монато», например Уильям Олд, Беккер-Майсбергер, Гёйдо ван-Дамме, Жан-Пьер Ванден-Дале.

Новыми редакторами стали Геррит Бервелинг, Пол Габбинс, Марко Гадзетта, Евгений Георгиев, Андреас Кюнцли, Стефан МакГилл, Гарван МакЭйх, Шон Осборн, Паул Перартс, Роланд Ротсарт, Крис Унгар, Марк Феттс.

Художник Хюго Фонтейн занимался вёрсткой «Монато». Около двухсот постоянных авторов из 40 стран присылали свои заметки и статьи.



Просмотров: 2395


<<< Контакто
Пробудитесь! >>>