1

Пресса - Штернберг, Яков Моисеевич

31 января 2011
Мобильная рампа, эстакада с 3-х сторонней выгрузкой, Санкт-Петербург http://мобильная-рампа.рф

Оглавление:
1. Штернберг, Яков Моисеевич
2. Книги Янкева Штернберга на еврейском языке



спа программа
Shternberg-Portrait.jpg

Янкев Штернберг — еврейский поэт-авангардист, эссеист, драматург, театральный режиссёр, и теоретик театра. Писал и режиссировал на идише.

Биография

Ранние годы

Янкев Штернберг родился и вырос в Липканах — местечке на левом берегу Прута, которое еврейский поэт Хаим Нахман Бялик прозвал «Бессарабским Олимпом» и которое дало еврейской литературе ряд громких имён. Его отец, Мойше-Меер-Бэр, был зажиточным торговцем зерном и скотом. В детстве Юкл Штернберг сдружился со своим погодкой, другим будущим литератором Мойше Альтманом, с которым он вместе учился в хедере и Каменец-Подольской частной русской гимназии. Дебютировал сказкой в одесской газете «Ундзэр Лэбм» в 1908 году. Печатался в сборниках «Фрайе Эрд» и «Дос Найе Ланд», составленных Аврумом Рейзеном, и в одесской газете «Гут Моргн».

В 1914 году перебрался в Черновцы, оттуда — в Румынию, поначалу в Яссы, где сотрудничал с литературным журналом «Лихт», четыре номера которого вышли между декабрём 1914 и сентябрём 1915 года. Журнал уделял особое внимание зарождавшемуся еврейскому театру и призывал к «ренессансу еврейской сцены в Румынии» на некоммерческой основе: «Еврейская сцена должна служить местом обучения, она должна сближать евреев посредством еврейского слова…».

Исрул Беркович, знаменитый румынский драматург и историк театра, рассматривал организованные журналом литературно-музыкальные вечера «началом современного еврейского театра в Румынии»; предтечей этого возрождения стал Штернберг. Последний принёс идеи Станиславского в Румынию, вместе с тем стараясь создать некий сплав этих идей с возвращением к водевильным истокам еврейского театра и к основавшему пятью декадами ранее в тех же Яссах первую еврейскую труппу Авруму Гольдфадену. Назвав Гольдфадена «Фэт-Фрумосом, разбудившим летаргическую еврейскую культуру Румынии» в 1876 году, Штернберг возглашал: «Единственная среда, которая может привлечь еврейские массы — это традиционный народный театр, даже не литературный… Поэтому я призываю к социально-политическому театру, театру … текущих событий, первому театру такого рода на идише».

В эти годы Штернберг активно печатался в журналах: «һамэр», «Фрайһайт», «Арбэтэр Цайтунг», «Дос Найе Лэбм» в Черновцах, «Литэрарише Блэтэр», «Цайт», и др.

В Бухаресте

Слева направо: литераторы Ицик Мангер, Мойше Альтман, Элиэзер Штейнбарг, Янкев Штернберг

В 1917 году Штернберг занимается театральным воплощением стихотворных мотивов Бялика. В 1917-18 годах Штернберг и Янкев Ботошанский начинают собственную труппу, на этот раз в Бухаресте, и пишут для неё 9 пьес, включая «Цимес», «Букарэшт-Йерушолаим», «Мыцкедрынэм», «Гринэ Блэтэр», «Кукурику», «Шолэм-Алэйхем», «Эршелэ Острополер», «Дэр Ирид Афн Дах» и «Рожинкес Мит Мандлен», — все музыкальные комедии с элементами гротеска. В 1920 году становится редактором органа еврейской секции Румынской социалистической партии «Дэр Вэкер», издаваемого в сотрудничестве с поэтами Элиэзером Штейнбаргом и Янкев Ботошанским. Статьи того времени проникнуты социалистическими идеями и антиклерикальной направленностью.

В 1924-26 годах Штернберг руководит знаменитой виленской труппой. Румынская ежедневная газета Adevărul от 23 августа 1924 года, вскоре после прибытия виленской труппы, писала: «Подобную демонстрацию художественного таланта, даже на этих небольших подмостках в „Жигнице“ и даже на идише необходимо посетить всем интересующимся превосходным воплощением драмы».

После годичной стажировки в Берлине, в январе 1930 года Штернберг создаёт в еврейском районе Вакарешты знаменитый театр-студию БИТС, которая сыграла значительную роль в развитии модернистских тенденций современного европейского театра, ставит пьесы Осипа Дымова, Якова Гордина, И. Л. Переца, Шолом-Алейхема, Лейба Малеха, Н. В. Гоголя, И. Й. Зингера, и своё ревю «Театэр ин Фламэн». Студия посещалась бухарестской интеллигенцией независимо от национальности и приобрела необычайную известность. «Банахт Афн Алтн Марк» И.-Л. Переца исполнялась более 150 раз. В театре играли знаменитая Сиди Таль и Адольф Тефнер; прозаик Ихил Шрайбман работал суфлёром.

В эти годы Штернберг печатается в бухарестском альманахе «Шойбм», редактором которого он был и вокруг которого собрал группу преимущественно бессарабских литераторов; издаёт первый поэтический сборник «Штот ин Профил» с иллюстрациями Артура Кольника.

В конце 30х гг. с усилением антисемитских и профашистских настроений в Бухаресте, театр в основном находится на гастролях по крупным городам Европы, наконец Штернберг переезжает в Черновцы, где продолжает театральную работу. В 1939 году вместе с Мойше Альтманом он перебирается через Днестр, по которому проходила тогда граница между СССР и Румынией. Через год Буковина и Бессарабия переходят к СССР и Штернберг вместе с большей частью своей бывшей труппы селится в Кишинёве, где работает художественным руководителем новосозданного Молдавского Государственного Еврейского Театра. Ставит «Зямке Копач» М. Даниэля, «Мотл Пейси Дэм Хазнс» Шолом-Алейхема с Сиди Таль в главных мальчиковых ролях.

В СССР

Слева направо: писатели Мойше Альтман, Янкев Штернберг и Шлоймэ Бикль

Начинается Великая Отечественная война. Штернберг вместе с театром эвакуируется в Узбекистан, где сотрудничает с Еврейским Антифашистским Комитетом и откуда его призывают в строительный батальон; после демобилизации возвращается в Кишинёв и вновь руководит восстановленным Молдавским Государственным Еврейским Театром, ставит свою пьесу «Ди Баладэ фун дэр Эсэсовке Брунһилдэ ун ир һунт». Публикуется в альманахе «Геймланд».

Вскоре начинается «борьба с безродными космополитами» и режиссёр оказывается в исправительно-трудовом лагере; из семи назначенных лет проводит в лагерях пять. По возвращении и реабилитации, в конце концов оседает в Москве. Заниматься театральной деятельностью больше возможности нет и Штернберг целиком концентрируется на литературном труде. Занимается переводами с румынского языка для Гослитиздата, с 1961 года публикуется в только что появившемся журнале «Советиш Геймланд», некоторое время входит в его редколлегию. Поэтические сборники выходят во Франции и Румынии, а также в честь его 75-летия — в Израиле в переводах на иврит Авраама Шлёнского и Александра Пэнна. Несколько песен на стихи поэта пишет композитор Мотл Полянский.

Умер Янкев Штернберг от сердечного приступа в Москве в 1973 году. В том же году умирает его жена композитор Отилия Лихтенштейн, написавшая музыку к стихам своего мужа и других еврейских поэтов. Посмертно в Израиле опубликован том театральной эссеистики Штернберга.

Поэзия Штернберга характеризуются модернистским вниманием к деталям и тщательной работе над языком, до предела насыщенным интертекстуальными литературными аллюзиями и мифологическими аллегориями. Театральная эссеистика представляет значительный интерес своим развитием идей Станиславского и их сочетанием с водевильной основой традиционного еврейского театра.



Просмотров: 1819


<<< Шкулёв, Виктор Михайлович
Батискаф, или Не выпить ли нам чайку? >>>