1

Пресса - Сумбур вместо музыки

01 февраля 2011
готовые фирмы с лицензиями на реставрацию




редакционная статья в газете «Правда» от 28 января 1936 года об опере Д. Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье опера Шостаковича подвергалась резкой критике за «антинародный», «формалистический» характер.

Статья была опубликована без подписи, однако по стилистике и терминологии в значительной мере перекликалась с опубликованной днём раньше статьёй «Заметки о конспекте учебника „Новая история“», подписанной именами И. В. Сталина, А. А. Жданова и С. М. Кирова. Высказывалось предположение об авторстве П. М. Керженцева, однако настолько резкая, безапелляционная статья с настолько далеко идущими последствиями не могла не быть санкционирована на самом высоком уровне руководства. Ю.М. Нагибин в письме к И.Д. Гликману назвал с определённостью имя автора статьи - Борис Резников, тогдашний сотрудник «Правды»..

Событийным фоном статьи была ситуация вокруг другой оперы — «Тихий Дон», написанной И. И. Дзержинским по роману Михаила Шолохова. Шостакович в своей статье, опубликованной 4 января в газете «Вечерняя Москва», охарактеризовал оперу Дзержинского как слабую, а 19 января Сталин лично посетил представление оперы Дзержинского и одобрил её.

Статья «Сумбур вместо музыки» открыла наиболее мощную волну пропагандистской кампании против ставящего перед собой сложные художественные задачи искусства, затронувшую также театр и другие виды искусства. В то же время преследование лично Шостаковича продолжилось 6 апреля новой статьёй «Правды» «Балетная фальшь», с обвинениями противоположного характера.

Вскоре после описанных событий в журнале «Шахматы в СССР» была опубликована статья М. М. Ботвинника и Л. Ф. Спокойного «Сумбур в шахматной композиции», название явная аллюзия на оригинал. В статье содержалась критика задачной композиции. Правда, в 1987 году Ботвинник признал, что не может принять негативного отношения к задачной композиции, тогда как критика, содержащаяся в статье, в целом ему по-прежнему представляется обоснованной, несмотря на «политический подтекст» названия и идеологических выпадов, написанных его соавтором.



Просмотров: 1492


<<< Срочно в номер!
Три источника и три составных части марксизма >>>