1

Пресса - Третьяков, Виктор Васильевич - Поэзия

31 января 2011


Оглавление:
1. Третьяков, Виктор Васильевич
2. Публикации в рижской прессе
3. Поэзия



Выход сборника «Солнцерой»

В 1930 году выходит первая книга стихов Третьякова, которая получает название «Солнцерой». В неё вошёл ряд стихотворений, созданных в ранний киевский период, а также лирика, написанная в пору петербургской творческой юности. Однако сборник начинается со стихотворения, написанного в рижский период, — его можно причислить к посвящениям, в котором автор метафорически-аллюзорно обосновывает выход в свет этой книги стихов. При этом в книге отчётливо отображены поэтические проекции Николая Гумилёва, перемежающиеся с проявлением индивидуального авторского мировоззрения; также романтическое восприятие периода «Цеха» оказывается остро актуализированным в лирике Третьякова. Одно стихотворение в «Солнцерое» посвящено Михаилу Кузмину — оно концентрирует в себе отсылки к идеализированному безмятежному прошлому, литературному раю петербургского бытования, возведённому в культ. Одно из стихотворений, проникнутое кузминско-ахматовским поэтическим зрением, носит название «Вечер», которое совпадает с названием сборника Анны Ахматовой, предисловие к которому написал Кузьмин.

В то же время Третьякову близка блоковская тематика, он как бы внедряет себя в культурное пространство модели блоковского текста, в то же время переосмысляя его поэтическую мысль исходя из пережитого индивидуального опыта. Историческая и философическая ноты также отчётливо звучат в его поэтическом репертуаре. Одной из ключевых в контексте духовного искания Третьякова, отображённого в лирике, является тема вынужденного судьбоносного мессианства.

«Солнцерой» также выделяет разноплановость и многополярность включённых в него поэтических текстов — можно отметить тексты-эксперименты, построенные на принципах звукописи, моделирующей образное восприятие. Сами настроения акмеистической и младосимволистской поэтических традиций включены автором в свой поэтический дискурс в том числе и с целью реализации идеи личностного жизнеописания, манифестирования своей поэтической судьбы, прошедшей через несколько равноценных этапов становления. Другой приём образного моделирования относится к уровню строфико-композиционной организации текста — например, стихотворение «Сентябрь» построено на цепочке терцин. В стихотворениях «Зимний романс», «Городской май», «Осенний сад» и некоторых других актуализирован образ знакомого, но утерянного города, воплощающего в себе в том числе и оставленную в прошлом самоцельную душу поэта — он поминутно сопереживает городу и в ассоциативном аспекте соотносит себя с ним.

В одной из рецензий на сборник «Солнцерой» встречаются слова о том, что эту книгу хочется беспрестанно перечитывать и перечитывать; большое количество мотивов навеяны непосредственно обобщённым образом Риги и рижской русской культурой как одной из признаковых характеристик литературно-исторической модели города.

Попытка основания духовного журнала

В начале 1930-ых годов Третьяков делает попытку основать литературно-религиозный журнал под названием «Основы», в котором, по замыслу автора, могли бы быть освящены духовные вопросы русской литературной и повседневной среды, однако, несмотря на свежую идею, вышло всего шесть номеров журнала. Во многом на прекращение выхода «Основ» повлиял общий финансовый прессинг, инициированный в условиях политического парламентского кризиса латвийским правительством и повлекший за собой болезненное для многих обществ и литературных изданий Латвии перераспределение ресурсов, которое продолжилось и усугубилось после нелегитимного прихода к власти Карлиса Ульманиса в мае 1934 года.

Сборник «Берег дальний»

В 1940 году выходит второй сборник Виктора Третьякова под названием «Берег дальний». В названии приведена аллюзия на пушкинскую поэтическую традицию, поскольку задаётся прямая установка на текст «Не пой, красавица, при мне». Книга стихов увидела свет в Таллине — её появлению поспособствовало академическое издание Союза объединённых искусств Эстонии. Главная пронзительно и достоверно репрезентированная тема сборника — мотив родины, ставшей за долгие годы чужбиной, и соотнесённый с ней мотив чужбины, ставшей с течением времени заменой родине. Сборник открывает стихотворение с красноречивым названием «Память». Яркие образцы технически зрелой лирики Третьякова — стихотворения «Ямбы» и «Счастье». Ключевыми мотивами, актуализированными в них, является переосмысление идеи исторической и литературной памяти, которая всегда беспокоила Третьякова.

Даже несмотря та то, что в условиях набирающей обороты нацистской агрессии в Западной Европе поэтические проблемы и искания отходят на второй план, в Париже выходит несколько рецензий на сборник Виктора Третьякова. Также рецензии с хвалебными отзывами появляются и в Таллине.

В 1945 году Третьяков получает официальное приглашение поступить на работу на филфак на отделение русской филологии в Латвийский государственный университет — ему была предложена должность старшего преподавателя. Через некоторое время его понижают до статуса лектора. Вскоре он вовсе был лишён права на преподавательскую и публицистическую деятельность. Последние годы жизни он провёл в одиночестве и запустении, практически не видясь ни с кем из своих старых знакомых. По свидетельству известного в современной Латвии краеведа и литературоведа Юрия Абызова, встречавшегося с Виктором Третьяковым в начале 1960-х годов, тот производил впечатление утомлённого и разочарованного человека, находившегося в постоянном страхе. В общем же в конце 1950-ых годов о Третьякове почти ничего не было слышно.



Просмотров: 3997


<<< Таль, Михаил Нехемьевич
Целминьш, Хуго >>>