1

Пресса - Волга XXI век

01 февраля 2011





российский литературно-художественный журнал, выходящий в Саратове. Издаётся с 2004 года.

Журнал начал выходить вместо прежнего журнала «Волга», возглавлявшегося Сергеем Боровиковым и закрывшегося в 2000 году. Первым его руководителем стал писатель Николай Болкунов, заранее обещавший «сохранять традиции той самой, почившей „Волги“», а с выходом первого номера заявивший:

Это самый прекрасный журнал, какой может быть на белом свете. Мы хотим противостоять духовной деградации общества. Нас интересует читатель среднего и низкого достатка. Редколлегия будет рада авторам, которые живут болью страны и не называют её «этой». Пусть мать-Россия кривовата, но надо не ругать её за это, а предложить ей макияж.

Один из ведущих авторов прежней «Волги» Роман Арбитман заметил по поводу нового журнала:

Для меня обновлённый журнал — как тело близкого родственника, которое достали из могилы, подкрасили и предложили считать живым человеком! Прежние подписчики никогда не станут читать «Волгу. 21 век».

По мнению саратовского критика Марты Антоничевой,

ни один нормальный человек кроме как в шутку в журнале публиковаться не хотел. <…> сложилась вполне однозначная репутация журнала как провинциального рупора всех дебелых графоманов, входящих во всевозможные СП… Свою функцию это издание вполне выполняло, пылясь в ларьках на вокзале и библиотеках города, вызывая удивление и недоумение как приезжих, так и случайно наткнувшихся на этот журнал читателей. Подобная ситуация сохранялась достаточно долго, пока чудом А. Сафронова не стала его редактором. Я не сказала бы, что у меня нет претензий к этому редактору, но все они носят скорее прикладной характер, менее глобальный, чем к Болкунову. Самым главным и, собственно, единственным очевидным её достижением стало то, что в журнале появилось то, чего не было со времён Боровикова, — литература.

Рецензент журнала «Знамя» Елена Зейферт, резюмируя обзор саратовского журнала, отмечала:

«Волга — XXI век» бытует как единый текст, живёт как единое существо. От номера к номеру журнал становится интереснее, насыщеннее, лучше. Его свободолюбивая, а порой и рисковая направленность эффектно противоречит провинциальному происхождению. Современность «Волги — XXI век» ярко проявляется в тематическом парке, ликах и личинах «чужого» слова, синтезе искусств, форм бытования слова. Сочетая исконное и новейшее, «Волга — XXI век» творит новую мифологию и способствует формированию нового читателя.

При этом, однако, Сафронова и связанные с нею авторы вступили в конфликт с учредителем журнала — саратовским региональным отделением Союза писателей России, которое с 2007 года повело борьбу за контроль над журналом. Эти усилия получили отзыв критика Виктора Топорова:

Ситуация с саратовским журналом выглядит дикой, выпрыгнувшей из допотопного прошлого. И трудно как будто поверить, что всё снова свалится в болото мракобесия, антисемитизма и бездарности. Но… Ситуация непридуманная, так что шанс такой есть. Динозавры не вымерли и очень хотят кушать.

В мае 2008 года выпуск очередного номера журнала, подготовленного Сафроновой, был остановлен учредителями издания. Руководство издания было полностью заменено, главным редактором стала Елизавета Данилова, по поводу чего Марта Антоничева заявила на страницах еженедельника «Литературная Россия»:

В данном случае остаётся лишь скорбеть.

Как «рейдерский захват» охарактеризовал смену власти в журнале «Волга — XXI век» Дмитрий Кузьмин, заявивший по поводу группы авторов, получивших контроль над журналом:

нет такого «писательского сообщества», членами которого можно было бы всерьёз считать всю эту полуграмотную публику. <…> Этот паноптикум живёт своей жизнью, как-то воспроизводится, но всё это происходит в параллельной реальности, до которой вменяемому человеку не должно быть дела.

Прежний состав редакции журнала «Волга — XXI век» возобновил выпуск журнала «Волга». Интернет-проект «Журнальный зал» исключил из своего состава журнал «Волга — XXI век», вернув в него «Волгу»



Просмотров: 2947


<<< Воздух (журнал)
Дарьял (журнал) >>>