1

Пресса - Белый танец (очерк)

23 февраля 2011


Оглавление:
1. Белый танец (очерк)
2. Реакция на публикацию



очерк о валютной проституции, опубликованный в газете «Московский комсомолец» в два этапа: 19 и 21 ноября 1986.

История

Автор за работой. Фото из «МК»

Из «Онтологии победы» Леонида Афонского: В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру — аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек — Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности — в отличие от гласности Александра II — стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы — проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днём и ночью.

Леонид Афонский

Это были первые в СССР публикации о таком явлении как проституция. Автор — известный в эпоху перестройки репортёр Евгений Додолев.

Первая часть работы вышла в свет 19 ноября. На следующий день газета в свет не вышла. Редакцию не закрыли, журналисты вышли на рабочие места, рабочие мероприятия прошли по графику, но в типографию номер со второй частью не был отправлен. Меры, как позднее проинформировали редколлегию, принял не учредитель издания, а более высокая инстанция — горком партии. Во вторую часть материала потребовалось вносить идеологические правки. Инструктор ЦК КПСС посетил главного редактора и проинформировал о планируемом совещании, посвящённом публикации. Сам Додолев вспоминает об этом в своем интервью:

« Я изучил фактуру и материал получился огромный. Решено было разбить его на две части. Но после первой публикации разгорелся такой скандал, что горком запретил выход газеты. То есть «Московский комсомолец» в этот осенний день не получили даже подписчики – статью редактировали на высоком уровне… И навтыкали туда кучу всякой казённой… Когда я увидел, во что превратился мой текст, то устроил фирменную свою истерику и потребовал, чтобы мое имя сняли. Но, как известно, материал журналисту не принадлежит, поэтому он так под моей фамилией и был напечатан: издателем газеты был Комсомол, который рулил как хотел. Скандал был действительно очень серьезный. Меня даже заказала таксистская мафия, которая упоминалась в тексте: у них по этому поводу состоялась сходка в гостинице «Космос», на которой меня и приговорили. Дело с трудом уладили, но мне пришлось сменить квартиру и некоторое время скрываться »

Отредактированное в высших инстанциях продолжение статьи было доставлено в кабинет главного редактора фельдегерской службой в 16:15 20 ноября. Отправлено в корректуру после экстренного совещания редколлегии. И опубликовано днём позже.

В публикациях, посвящённых этой статье, отмечалось:

Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» — о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» и в «Контике». После этой статьи страна впервые узнала о новых своих «героях» и с удивлением прочитала об их баснословных заработках… Пройдет совсем немного времени, и огромная армия молодых и здоровых девчат вольется в ряды проституток, чтобы ударным трудом достичь «высот»… И это несмотря на то, что публикации содержали не призыв идти в проститутки, а, напротив, предупреждение: «Берегите, девушки, честь смолоду!»

Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности».



Просмотров: 5879


<<< News of the World (газета)
Великий почин >>>