1

Пресса - Бухарин, Николай Иванович - Управленец и журналист. Бухарин и интеллигенция

31 января 2011


Оглавление:
1. Бухарин, Николай Иванович
2. «Любимец всей партии». Теоретик и экономист
3. Борьба против Троцкого и расхождения со Сталиным
4. Бухарин в опале
5. Управленец и журналист. Бухарин и интеллигенция
6. Гибель
7. Семья
8. Сочинения, приписываемые Бухарину
9. Работы Н. И. Бухарина
10. Киновоплощения



Бухарин в силу широты своих знаний считался одним из самых эрудированных представителей большевистской партии после её прихода к власти. Бухарин свободно владел французским, английским и немецким языками. В повседневной жизни был дружелюбен и приветлив, оставался доступным в общении.

В 1929—1932 являлся членом Президиума ВСНХ СССР, заведующим научно-техническим управлением. С 1932 — член коллегии Наркомата тяжёлой промышленности СССР. В это же время он был издателем научно-популярного и общественного журнала «Социалистическая реконструкция и наука». Бухарин был одним из редакторов и активным участником первого издания БСЭ. У зарубежной интеллигенции был проект поставить Бухарина во главе редакции неосуществлённой международной «Энциклопедии XX века».

12 января 1929 года был избран действительным членом АН СССР по социально-экономическим наукам. «Кандидатура тов. Бухарина стоит менее твердо: формально академики ссылаются на „публицистический характер его работ“, а по существу в своем узком кругу высказывают опасения, что избрание тов. Бухарина, как одного из руководителей Коминтерна, „может создать для Академии всякие осложнения в ее международных сношениях“, „уронит ее авторитет“ и т. п. Исходя из того, что Академия вряд ли пойдет на политическую демонстрацию, чем являлось бы в данном случае забаллотирование этой кандидатуры, можно считать, что тов. Бухарин будет избран» — докладывала в Политбюро в октябре 1928 года комиссия по наблюдению за выборами в Академию наук. C 1930 года председатель Комиссии по истории знаний, с 1932 года директор образованного на основе КИЗ Института истории науки и техники АН СССР, который прекратил своё существование в 1938 году.

С 1934 и до второй половины января 1937 занимал пост главного редактора газеты «Известия», к сотрудничеству в которой он привлёк лучших журналистов и писателей того времени, а содержанию и даже оформлению газеты уделял много внимания. В феврале 1936 был командирован партией за границу для перекупки принадлежавшего Немецкой социал-демократической партии архива Карла Маркса и Фридриха Энгельса, который был вывезен в ряд стран Европы после прихода к власти в Германии нацистов.

С именем Бухарина были связаны надежды части интеллигенции того времени на улучшение политики государства по отношению к ней. Тёплые отношения связывали Бухарина с Максимом Горьким; его помощью в конфликтах с властями пользовались Осип Мандельштам и Борис Пастернак. В 1934 Бухарин выступил на I съезде советских писателей с речью, где исключительно высоко ставил Пастернака, а также критиковал «комсомольских поэтов»:

Это поэт-песнопевец старой интеллигенции, ставшей интеллигенцией советской… Пастернак оригинален… В этом его сила, потому что он бесконечно далек от шаблона, трафаретности, рифмованной прозы… Таков Борис Пастернак, один из замечательнейших мастеров стиха в наше время, нанизавший на нити своего творчества не только целую вереницу лирических жемчужин, но и давший ряд глубокой искренности революционных вещей.

Партия, однако, вскоре отмежевалась от этого выступления. В то же время ранее Бухарин активно участвовал в посмертной кампании против Есенина и «есенинщины», причём его участие в ней во многом определялось тогдашней внутрипартийной борьбой с Троцким. В 1927 году в газете «Правда» Бухарин опубликовал статью «Злые заметки», изданную позже отдельной книгой, где писал, что

Есенинская поэзия по существу своему есть мужичок, наполовину превратившийся в «ухаря-купца»: в лаковых сапожках, с шелковым шнурком на вышитой рубахе, «ухарь» припадает сегодня к ножке «государыни», завтра лижет икону, послезавтра мажет нос горчицей половому в трактире, а потом «душевно» сокрушается, плачет, готов обнять кобеля и внести вклад в Троице-Сергиевскую лавру «на помин души». Он даже может повеситься на чердаке от внутренней пустоты. «Милая», «знакомая», «истинно русская» картина!

Идейно Есенин представляет самые отрицательные черты русской деревни и так называемого «национального характера»: мордобой, внутреннюю величайшую недисциплинированность, обожествление самых отсталых форм общественной жизни вообще.

Впоследствии, в докладе на первом съезде советских писателей Бухарин отозвался о Есенине, «звонком песеннике-гусляре, талантливом лирическом поэте», хотя и критически, но гораздо теплее, поставив в один ряд с Блоком и Брюсовым как «старых» поэтов, отразивших революцию в своём творчестве.

Шаржист

Бухарин был талантливым шаржистом, запечатлевшим многих представителей советской элиты. Многие из его шаржей уникальны. Его шаржи Сталина считаются единственными портретами вождя, выполненными с натуры, а не по фотографии.




Просмотров: 16143


<<< Шахматный листок (журнал)
Голембиовский, Игорь Несторович >>>