Пресса - Чайковский, Михаил Станиславович - Возвращение в Россию
31 января 2011Оглавление:
1. Чайковский, Михаил Станиславович
2. Молодость и образование
3. Польское восстание
4. В Париже
5. В Турции
6. Возвращение в Россию
7. Литературное творчество
Вскоре после этого он получил от русского правительства разрешение вернуться в Россию, куда и прибыл в конце 1872 года. По возвращении в Россию Чайковский принял православие и поселился в Киеве. От русского правительства ему было назначено содержание; кроме того, он сохранил пенсию, выслуженную в Турции. За несколько лет до смерти он переселился в свое имение Борки, Черниговской губернии, где и кончил жизнь самоубийством в ночь с 5 на 6 января 1886 года. Поводом к этому послужили семейные недоразумения. Последние годы своей жизни Чайковский вел самую разнообразную и обширную корреспонденцию с политическими людьми и журналистами России и Австрии, а также печатал много воспоминаний, повестей и рассказов. Личность Чайковского вызывала к себе крайне противоположное отношение. В то время как известная часть русской печати готова была видеть в нём крупного и самостоятельного политического деятеля, польская печать относилась к нему крайне враждебно, не признавала за ним никакого значения и видела в нём только ренегата. И тот, и другой взгляд на личность Чайковского неправилен. Идея, с которой явился Чайковский на арену политической деятельности, была: восстановление Польши с помощью казачества и слияние её со славянскими народами. Практическая пропаганда этой идеи и является заслугой Чайковского, но сама идея эта не нова. Появившись первоначально в форме литературной в произведениях поэтов и прозаиков так называемой украинской школы, она снова возродилась во время крымской кампании в форме политической пропаганды с широкими планами. Случайность, поверхностность и утопичность остались её отличительными признаками и этими же словами приходится характеризовать деятельность Чайковского, её крайнего приверженца. Он подхватил эту идею и развил до крайности, вполне понятной в увлекающемся, лишённом солидного образования и крайне честолюбивом человеке. Но, с другой стороны, Чайковский не был и ренегатом. Предательство и корыстолюбие не отличали, вообще, эту страстную и фантастическую натуру, не способную отдаваться наполовину или по расчёту. Чайковский с юношеских лет был проникнут казакофильством и сошёл с политической арены верный ему, отдав на служение этому призраку и свои силы, и свое состояние. Это был человек, желавший действовать по убеждению и не боявшийся сознаваться в своих ошибках: «Если человек, вообще, способен заблуждаться, то упорство в заблуждении, отчетливо сознанном, составляет политическое преступление…» В этих словах разгадка его кажущегося ренегатства.
Просмотров: 8443
|