1

Пресса - Эльдад, Исраэль

31 января 2011





Исраэль Эльдад, публицист, историк, философ

Эльдад Исраэль; 11 ноября 1910, Подволочиск, Галиция, Австро-Венгрия, ныне Украина — 22 января 1996, Иерусалим, Израиль) — один из руководителей «Лохамей херут Исраэль», еврейской подпольной организации, действовавшей против британского мандата в Палестине с 1940 года и до основания государства Израиль в 1948 году. Публицист, историк, философ.

Учился в Венском университете, где получил степень доктора философии. После окончания учебы преподавал ТАНАХ в Учительской семинарии в Вильнюсе, параллельно с этим был одним из руководителей Бейтара в Польше. В 1938 году на третьей конференции Бейтара в Варшаве, выступил на стороне Бегина в его разногласиях с Жаботинским]. В 1940 году в Вильнюсе семьи Бегина и Эльдада были соседями, в момент ареста Бегина советскими властями им пришлось прервать шахматную партию.

Позже Эльдаду удалось по поддельным документам бежать в Эрец Исраэль. Работал учителем в средней школе в Тель-Авиве. Вступил в «Иргун цваи леумми», но в скором времени был исключен из организации за резкие антибританские взгляды.

В 1941—1942 годах Эльдад помогал руководителю «Лехи» Аврааму Штерну редактировать газету «Бамахтерет», призывавшей к борьбе с англичанами, и работал над комментариями к написанным Яиром «Принципам Возрождения». После гибели Штерна в феврале 1942 года, стал членом «Лехи», был главным идеологом организации, автором ее листовок. Летом-осенью 1943 года Эльдад вместе с Ицхаком Шамиром и Натаном Ялин-Мором образовали новое руководство организации. Эльдад занимался идеологией и пропагандой, был редактором подпольных изданий Лехи: ежемесячного журнала «Ха-Хазит — Итон Лохамей Херут Исраэль», пользовавшегося большой популярностью среди жителей ишува, еженедельника «Ха-Ма‘ас» и радиостанции ЛЕХИ «Голос еврейского подполья».

В своих статьях Эльдад писал, что еврейское национальное движение ничем не отличается от национальных движений других народов. Эрец-Исраэль — родина еврейского народа — находится «в руках чужеземных оккупантов, правящих при помощи силы», поэтому главная задача сейчас — «… освобождение еврейской страны от чужеземного владычества». Об арабском населении страны Эльдад писал: «Палестинские арабы не являются нацией, они не имеют политического самосознания и не стремятся к освобождению». Эльдад, как и все руководство Лехи, был настроен категорически против участия представителей ишува в войне с нацистской Германией. В своей книге «Авнэй есод» он писал:

  • «До сих пор сионистское движение признавало право Англии властвовать в Эрец-Исраэль. Тот, кто ограничивается борьбой против „Белой книги“, не отрицает еще тем самым права Англии быть здесь хозяином. Потому что тот, кто борется против какого-нибудь одного закона, признает за тем, кто издает эти законы, принципиальное право издавать их и дальше. Он добивается всего-навсего лучших законов. Мы же не признаем за Англией этого права — и должны вести себя с английской администрацией в Эрец-Исраэль как с оккупантами. Нужно вести против них самую настоящую войну…»

В апреле 1944 года в гимназию «Бен-Йегуда» в Тель-Авиве, где Эльдад работал учителем, прибыл наряд полиции с целью арестовать его. При попытке к бегству, он упал с четвертого этажа, получил сильную травму позвоночника и, закованного в гипс, его поместили в тюрьму на Русском подворье. У Эльдада обнаружили 24 перелома и трещин. Несмотря на это, уже через неделю он диктует статьи для «Хазит». Когда же начинаются судебные процессы над членами «Лехи», он пишет им блестящие речи. В сентябре Шайб был переведен в лагерь в Латруне. Там он поменял свое прошлое подпольное прозвище «Самбатьон», которое стало известно англичанам, на «Эльдад», в честь еврейского путешественника 9-го века Эльдада ха-Дани , который вел поиски десяти потерянных колен. Впоследствии подпольное прозвище Эльдад стало его фамилией.

В 1946 году в результате операции, проведенной ЛЕХИ, Эльдада удалось похитить из клиники доктора Троя в Иерусалиме, куда он был под конвоем привезен на проверку. После этого и до конца британского мандата он оставался на нелегальном положении, продолжая руководить деятельностью ЛЕХИ.

В 1947 году, еще за несколько месяцев до выступления А.Громыко на специальной сессии ООН, в котором Громыко сказал, что «Советский Союз с пониманием относится к стремлению еврейского народа иметь собственное независимое государство», Лехи выпустила брошюру д-ра Эльдада «Основы еврейской внешней политики», в которой, в частности, говорилось :

  • «Мы воюем против британского ига. Мы воюем за свои собственные интересы. Но, понятно, что после ухода Британии из Эрец-Исраэль, советская Россия несомненно извлечет для себя из этого стратегическую пользу. В этом аспекте возможны поэтому взаимопонимание и взаимная выгода.»

Накануне создания государства Израиль Центр организации ЛЕХИ принял решение о присоединении бойцов своей организации к ЦАХАЛ. 29 мая 1948 года, после переговоров, которые Елин-Мор и Эльдад вели с Исраэлем Галили и Леви Эшколем, все бойцы ЛЕХИ были впервые собраны вместе после выхода из глубокого подполья. По свидетельству Эльдада, из сотен бойцов он лично знал, может быть, пятьдесят или шестьдесят человек.

В июне 1948 года, после того, как по приказу Бен-Гуриона был расстрелян и затоплен корабль Альталена, на котором Эцель везла много оружия для армии, Эльдад предложил командиру Эцеля Менахему Бегину, чтобы солдаты из Эцеля и из ЛЕХИ покинули свои базы и объединились для освобождения Иерусалима. Бегин отказался, так как боялся, что этот шаг может привести к гражданской войне. Сам Эльдад прибыл в Иерусалим, в котором бойцы ЛЕХИ вели ожесточенные бои с арабами.

После образования государства Эльдад создал из бывших членов Лехи, придерживавшихся правой идеологии, движение «Хазит ха-моледет». После убийства 17 сентября 1948 года графа Ф. Бернадота, назначенного посредником ООН в арабо-израильском конфликте, движение «Хазит ха-моледет» было объявлено вне закона, многие его члены были арестованы, Эльдаду удалось скрыться.

В пятидесятые годы Эльдада, как правило, бойкотировали из-за его взглядов. В начале 1950-х году Бен-Гурион лично вмешался, чтобы не дать ему получить работу учителя в школе. Эльдад подал апелляцию в Высший суд справедливости, и хотя он выиграл дело, другие школы не решались принять его на работу. Позднее смог найти работу в Хайфском Технионе, где в течение 15 лет избирался студентами как «лучший лектор».

В 1950—1990 годы Эльдад был известным идеологом, публицистом, философом правого лагеря. В 1949—1964 годах он был редактором и издателем ежемесячного журнала «Сулам», в котором подвергал резкой критике политический курс правительства под руководством представителей социалистической партии «Мапай»), различные стороны и аспекты израильской политики и культуры.

Он был сторонником создания «настоящего Израильского царства», в состав которого входила бы вся библейская территория Эрец-Исраэль, и после Шестидневной войны Эльдад стал одним из основателей «Движения за неделимый Израиль». Его предвыборная платформа включала темы, о которых другие партии предпочитали не упоминать. Так, там говорилось о необходимости двух эмиграций: эмиграции евреев из Советского Союза и эмиграции арабов, не согласных принять еврейскую власть, из Израиля. На выборах 1969 г. идею «Эрец Исраэль а-шлема» «в чистом виде» представлял только небольшой список «За Эрец-Исраэль»" «Кэн», во главе которого стоял Эльдад. Список электорального барьера не прошёл.

В том же году рав Меир Кахане начал борьбу за свободу советских евреев, а еще через два года он предложил план эмиграции арабов в арабские страны. В 1971 году Эльдад опубликовал большую статью в газете «Йедиот ахронот», в которой поддержал борьбу р. Кахане и защищал его от нападок, а в 1973 году, когда р. Кахане первый раз баллотировался в Кнессет, Эльдад помог ему составить предвыборную программу.

В 1978 году Исраэль Эльдад вместе со своим сыном Арье Эльдадом опубликовал книгу «Задача: Иерусалим».

В 1979 году, после того, как Бегин подписал Кемп-Дэвидские соглашения о передаче Египту Синайского полуострова, создав тем самым прецедент разрушения еврейских поселений и изгнания евреев из их домов, Эльдад резко критикует эти действия Бегина и становится одним из основателей партии «Тхия», в которую вступают противники Кемп-Дэвидских соглашений, среди которых была были крупнейший израильский физик проф. Яков Неэман, бывший диктор подпольной радиостанции ЛЕХИ, Геулла Коэн и другие. Несмотря на то, что Эльдад был одним из ее инициаторов, в список кандидатов в Кнессет не попал. В результате, он прекратил деятельность в новой партии, но опубликовал статью, в которой призывал ее поддержать.

С 1963 года Эльдад был преподавателем гуманитарных дисциплин в Технионе. Занимался исследовательской работой в области библеистики, написал книгу «Хегйонот Микра». Эльдад был редактором оригинального издания «Хроника. Новости из прошлого» в форме современной ежедневной газеты, посвященного библейской истории. Эльдад написал воспоминания о годах, проведенных в подполье: «Ма‘асер ришон» и книгу «Еврейская революция». За перевод на иврит сочинений Ф. Ницше Эльдаду была присуждена премия имени Ш. Черниховского.

В 1980-1990-е годы Эльдада стали приглашать участвовать в семинарах, теле- и радиопрограммах, дискуссиях, он продолжал писать статьи в газетах и журналах, вышли в свет сборники его статей, он был удостоен нескольких премий.

Летом 1991 года Эльдад отправился в Советский Союз, где читал лекции еврейской общественности. Он посетил Вильнюс, город, который он покинул в годы войны за пятьдесят лет до нынешнего визита. Во время августовских событий он был в Ленинграде и Москве. О падении коммунизма Эльдад сказал: «У меня было ощущение, как будто рухнул Ватикан»



Просмотров: 3061


<<< Шницер, Шмуэль
Эльдар, Акива >>>