1

Пресса - Эллингтон, Дюк - Творчество

01 февраля 2011


Оглавление:
1. Эллингтон, Дюк
2. Творчество
3. Библиография



Творец джаза

Эдвард Кеннеди Дюк Эллингтон

Эллингтон был великим композитором — экспериментатором и новатором в музыке XX века. Он сам однажды сказал в интервью:

  • «Я чертовски непостоянен. Я никогда не могу остановиться на том, что я сделал, мне всегда хочется попробовать сделать что-то новое.»

Его творческий путь был полон открытий. Он создает то стиль джунглей, то стиль настроения, то обращается к академическим европейским музыкальным формам — сюитам, рапсодиям, балету и опере.

Его оригинальные оркестровые произведения оказали большое эстетическое воздействие на развитие культуры 20-го века.

Каждый значительный джазовый оркестр прямо или косвенно испытал на себе его влияние.

Эллингтон изменил роль контрабаса, тенора и баритон-саксофона в биг-бэнде.

Он впервые начал использовать человеческий голос как инструмент.

Положил начало латиноамериканскому джазу композицией «Caravan».

Как пианист, Дюк Эллингтон всю жизнь модернизировал свой стиль демонстрируя своё искусство «ударного фортепиано» и сохраняя характерные черты страйдового пианиста, но смещаясь к более сложным аккордам и гармониям.

Как аранжировщик, Эллингтон отличался творческим подходом. Многие произведения Эллингтона представляли собой маленькие «концерты», созданные специально для того, чтобы лучше раскрыть индивидуальное дарование того или иного исполнителя-импровизатора. Он писал для музыкантов оркестра, учитывая их индивидуальный стиль и вместе с ними периодически возвращался к старым произведениям, по сути творя их заново. Дюк никогда не позволял исполнять свои пьесы так же, как они звучали прежде. Ни одна из композиций Эллингтона, записанная на пластинку его оркестром, никогда не рассматривалась им как нечто окончательное и не нуждающееся в дальнейшем усовершенствовании и развитии. Всё, что исполнялось оркестром Эллингтона, выражало его индивидуальность, вбиравшую в себя одновременно индивидуальность каждого из его оркестрантов.

Его наследие огромно. По данным работника издательства «Темпо Мьюзик» М.Роббинса, у Дюка Эллингтона было зарегистрировано около тысячи пьес, большинство из которых составляют золотой фонд джаза. Тридцать восемь крупных произведений, предназначенных для концертного исполнения, духовные концерты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам.

Его дискография, по данным американского критика Скотта Янова, на сегодняшний день превышает шесть сотен дисков.

По времени звучания в эфире, на телевидении и на дисках в масштабе всей планеты Дюк Эллингтон занимает одно из первых мест.

Его оркестр был настоящей школой джаза.

Кроме того, Эллингтон был образцовый лидер биг-бэнда — авторитетный и деликатный. Поэтому многие музыканты оставались с ним почти всю жизнь. Из «старой гвардии» это — Джонни Ходжес, Харри Карни, Барни Бигард, Джимми Хамильтон, Рассел Прокоуп, Пол Гонзалес, Хуан Тизол, Лоренс Браун, Кути Уильямс, Рэй Нэнс, Квентин Джексон. Некоторое время в оркестре играли такие солисты, как Кларк Тэрри, Кэт Андерсон, саксофонист Уилли Смит, барабанщики Луи Беллсон и Сэм Вудъярд. Во второй половине 60-х годов в оркестр пришли музыканты молодого и среднего поколений — саксофонисты Норрис Терни, Харольд Эшби, трубач Джонни Коулз, контрабасист Джо Бенджамин, барабанщик Руфус Джонс.

Библиография Дюка Эллингтона обширна и разнообразна. При жизни ему были посвящены работы: Питера Гаммонда, Стэнли Дэнса, Барри Уланова и Дерека Джоэлла. После смерти великого музыканта вышли монументальные книги Джеймса Линкольна Коллиера, Ганса Роланда, Марка Таккера, Клауса Стратмана, Джона Хэссе, Стюарта Николсона. Книга Джеймса Линкольна Коллиера была единственной переведённой на русский язык и выпущенной в 1991 году издательством «Радуга».

  • «Он был любим во всем мире и всеми слоями общества. Его любили французы и немцы, англичане и ирландцы, арабы и евреи, индусы и пакистанцы, атеисты и католики. Он был одновременно изысканным, простым, весёлым, терпимым, позитивным, ироничным, непосредственным, как ребёнок, и искренним христианином. Он был прирождённым аристократом, который прекрасно знал, как вести себя в обществе. Он был величайщим новатором в своей области и, в то же время, парадоксальным консерватором, он строил новые вещи на основе старого и презирал преходящую моду» - говорил Стэнли Дэнс, биограф Дюка Эллингтона.
  • «Его невероятно ценным качеством было умение слушать, именно таким путём шел его рост как композитора и бэнд-лидера. Дюк впитывал все звуки вокруг себя, вбирал частицы стилей и мелодий, соединяя их уже для своих собственных целей.» - писал Том Уэйли.

Ещё в 1953 году известный джазовый критик Ральф Глисон заметил в «Сан-Франциско кроникл»:

  • «Дюк Эллингтон — это величайший талант во всей истории джаза. Я предсказываю, что четверть века спустя его музыку будут изучать в школах, а критики найдут для него подобающее место среди самых великих композиторов нашего столетия».

Сегодня это предсказание сбылось.

Музыка для кино и мюзиклов

Дюк Эллингтон с музыкантами оркестра

Ещё в годы работы в «Cotton Club» Эллингтон вместе со своими музыкантами участвует в бродвейском мюзикле «Show Girl», основанном на музыке Джорджа Гершвина.

Летом 1930 года в Калифорнии записывает несколько песен для кинокартины «Check and Double Check». Одна из них, «Three Little Words» с вокалом Бинга Кросби, становится американским хитом.

В 1934 году пишет звуковое сопровождение к фильму «Murder at the Vanities». Инструментальная версия композиции «Cocktails for Two», прозвучавшей в картине, становится очень известной. Записывает музыку для фильма «Belle of the Nineties» режиссёра Mae West и участвует в саундтреке «Many Happy Returns».

В 1936 году со своим оркестром в Голливуде записывает саундтрек к художественному фильму Marx Brothers «A Day at the Races», а через год — к картине «Hit Parade».

10 июля 1941 года в Лос-Анджелесе проходит премьера мюзикла Дюка Эллингтона «Jump for Joy». Спектакль исполнялся 101 раз. В сокровищницу жанра попал джазовый стандарт «I Got It Bad», одна из лучших песен мюзикла.

В 1942 году оркестр Эллингтона снялся в кинофильме «Хижина в облаках» с Линой Хорн.

Затем, чтобы поддержать свой оркестр, Дюк снова берется за крупные музыкальные формы и создает мюзикл «Beggar’s Holiday» для постановки на Бродвее. После премьеры, состоявшейся в декабре 1946 года, было дано 108 представлений.

В 1950 году композитор впервые полностью пишет саундтрек к художественному фильму «The Asphalt Jungle».

Написанный и оркестрированный им саундтрек к фильму 1959 года «Anatomy of a Murder» попал в число номинантов, только что учрежденной премии Grammy. Тогда, Эллингтон уходит с церемонии награждения с тремя наградами — за лучшую инструментальную композицию и лучшую музыкальную композицию года и лучший саундтрек.

1960 год. Написана музыка для фильма «Парижский блюз» и для драмы «Турчанка». Создается тема «Asphalt Jungle» для телевидения.

Следующее сотрудничество Дюка Эллингтона с киноиндустрией — музыка к фильму «Paris Blues» — принесло ему номинацию на премию Oscar за лучший саундтрек.

В марте 1966 года Эллингтон предпринял ещё одну попытку покорить бродвейскую публику, представив мюзикл «Pousse-Cafe».

В том же 1966 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Assault on a Queen» с участием Фрэнка Синатры. Это была предпоследняя картина, в которой прозвучала музыка Эллингтона.

Его последней работой в кино стала музыка к ленте 1969 года «Change of Mind».

Избранная дискография

Избранные CD-диски Дюка Эллингтона
  • 1940 — The Okeh Ellington
  • 1944 — Black, Brown & Beige
  • 1952 — This Is Duke Ellington And His Orchestra
  • 1953 — Duke Ellington Plays The Blues
  • 1953 — Piano Reflections
  • 1954 — The Duke Plays Ellington
  • 1955 — Ellington '55
  • 1955 — Blue Light
  • 1956 — Blue Rose Rosemary
  • 1956 — Ellington At Newport '56
  • 1957 — In A Mellotone
  • 1958 — Newport 1958
  • 1958 — Blues In Orbit
  • 1959 — Anatomy Of A Murder
  • 1959 — Duke Ellington «Festival Session»
  • 1959 — Jazz Party
  • 1959 — Lotus Blossom
  • 1959 — Johnny Hodges & Duke Ellington «Side By Side»
  • 1959 — Johnny Hodges & Duke Ellington «Back To Back»
  • 1959 — The Nutcracker Suite
  • 1961 — The Best Of Duke Ellington
  • 1961 — First Time!
  • 1961 — Louis Armstrong & Duke Ellington
  • 1961 — Duke Ellington «Piano in the foreground»
  • 1962 — Money Jungle
  • 1962 — Duke Ellington And John Coltrane
  • 1962 — Duke Ellington featuring Paul Gonsalves
  • 1963 — Duke Ellington Meets Coleman Hawkins
  • 1963 — Duke Ellington «Arfo Bossa & Concert In The Virgin Islands»
  • 1964 — The Great London Concerts
  • 1964 — One O'Clock Jump
  • 1966 — Ella At Duke’s Place
  • 1966 — The Ellington Greatest Hits
  • 1966 — Soul Call
  • 1966 — Stokholm Concert
  • 1967 — Far East Suite
  • 1968 — Duke Ellington «Latin American Suite»
  • 1968 — And Mother Called Him Bill
  • 1968 — Second Sacred Concert
  • 1972 — Duke Ellington «Live At The Whitney»
  • 1972 — The Ellington Suites
  • 1977 — The Duke Ellington Carnegie Hall Concert. December 1944
  • 1989 — Four Symphonic Works
  • 1991 — The Essence Of Duke Ellington
  • 1996 — The Complete Capitol Recordings Of Duke Ellington 5 CDs
  • 1996 — Duke Ellington’s Greatest Hits
  • 1998 — Priceless Jazz Collection
  • 1998 — A Portrait Of Duke Ellington

Избранные DVD

  • Duke Ellington with Ella Fitzgerald «At The Cote D’Azur»
  • Duke Ellington «70 th Birthday Concert in Paris»
  • Duke Ellington «The Falcon Theatre 1965»
  • Duke Ellington «The Duke Ellington Show»
  • Duke Ellington «Duke Ellington & His Orchestra 1929—1943»
  • Duke Ellington «Copenhagen, January 31, 1965»
  • Duke Ellington «Copenhagen, January 23, 1967»
  • Duke Ellington «The Intimate»
  • Duke Ellington «Tivoli Gardens 1971 part1 & part 2»


Просмотров: 5002


<<< Эйджи, Джеймс
Эшбери, Джон >>>