1

Пресса - Иван Ольбрахт - Произведения

31 января 2011


Оглавление:
1. Иван Ольбрахт
2. Закарпатье
3. Произведения



Свою литературную деятельность Иван Ольбрахт начал на заре XX века в качестве журналиста, постепенно осваивая, помимо публицистики, и малые литературные формы — очерки и рассказы. Социально-политические убеждения писателя нашли своё отражение в сборнике рассказов «О злых нелюдимах», включавшем повести «Брат Жак», «Расик и пёс» и «Йошка, Форко и Павлинка». Главные герои сборника — обездоленные и отвергнутые буржуазным обществом люди, лишённые средств к существованию и вынужденные бороться за свою свободу и честь; общая атмосфера произведений сближает их с горьковским «На дне». Выражая своё глубокое сочувствие анархическому бунту личностей, не вписавшихся в жестокое буржуазное общество, писатель вместе с тем чувствует и безвыходность стихийного индивидуалистического выступления против его устоев.

Поискам выхода из индивидуалистической замкнутости человека в современном мире посвящён сложный по идейно-художественной композиции роман «Странная дружба актёра Есения». В «Жаларе темнейшем» рассказывается о полицейском комиссаре на пенсии, который теряет зрение и приобретает параноидальную зависть и подозрительность, которая приводит его к разводу с женой.

1920-ые годы Ольбрахт посвятил развитию и популяризации социалистического реализма в Чехословакии. В частности, к этому периоду относится сатирический сборник «Девять весёлых сказов об Австрии и республике», высмеивающий буржуазные порядки в старой Австро-Венгрии и новой Чехословацкой республике, в особенности бюрократизм, цензуру и коррупцию. Действие важнейшего произведения конца 1920-х, агитационного романа «Анна-пролетарка», посвящённого революционным событиям в Чехословакии в 1920, разворачивается вокруг боёв за Народный дом в Праге и рождения чехословацкой компартии. Ольбрахт изображает буржуазную и пролетарскую среду тогдашней Чехословакии, рост классового сознания пролетариата и впервые в чешской литературе выводит образ рабочего-коммуниста.

Накопленный в Закарпатье фольклорный материал был использован для написания романа «Никола Шугай, разбойник», пересказывающего в контексте четырёх столетий антифеодальной борьбы местного крестьянства историю жизни «последнего опришка» и «доброго разбойника» Миколы Шугая, образ которого оброс деталями народных сказаний о его предшественниках. Такие особенности сюжета обеспечили сочетание реалистического и фантастико-романтического планов в романе.

Главный герой романа Никола Шугай — реальное историческое лицо. Дезертировав из австро-венгерской армии в 1917, он прятался у своей возлюбленной Эржики и при поддержке колочавцев начал расправы над богачами и представителями властей. Вскоре Шугай стал для последних серьёзной опасностью, на его поиски были отправлены четыре десятка жандармов, а за его голову назначено высокое вознаграждение. В конце концов, Микола и его брат Юрий были убиты в августе 1921 из-за предательства Эржики. У Ольбрахта Шугай выступает не просто народным мстителем, который «отнимал у богатых, а бедным отдавал и никогда никого не убивал, разве что при самообороне или ради справедливого возмездия», а и олицетворением всенародной борьбы против эксплуатации.

Роман «Никола Шугай» стал практически легендарным в чешской литературе. Чешский литературовед Рудольф Гавел писал, что Иван Ольбрахт «сказал чешскому читателю о Закарпатье больше, чем все государственные газеты и журналы за предыдущие десять лет…» В 1947 роман был экранизирован; в 1970-тые годы на его основании драматург Милан Угде создал мюзикл «Баллада для бандита», не сходивший со сцены на протяжении двадцати лет.

Кроме «Николы Шугая», закарпатской тематике посвящён сборник репортажей «Страна без имени», в названии которого отобразил положение Закарпатья как периферии Чехословакии. В 1935 была выпущена основанная на «Стране без имени» книга «Hory a staletí», содержащая детальное географическое, культурное и социальное описание Подкарпатской Руси. Наконец, в 1937 вышел сборник «Голет в долине», затрагивающий существование еврейских общин Закарпатья, в частности, давление устаревших догматов и запретов на свободное развитие личности.

Роман «Завоеватель» представляет собой беллетристическую адаптацию труда американского историка XIX века Уильяма Хиклинга Прескотта «История завоевания Мексики», повествующую о падении ацтекской цивилизации и судьбе её кровожадного разрушителя — испанского конкистадора Эрнана Кортеса.

Иван Ольбрахт также является автором нескольких произведений, пересказывающих известные и поучительные сюжеты из истории и литературы для детей. Так, в «Библейских историях» и «Чтениях из Библии» писатель излагает рассказы из Ветхого Завета; в книге «О мудреце Бидпайе и его зверях» — литературно обработанные древнеиндийские сказки из сборника Панчатантра. Ольбрахт также обращается к чешской истории. Из его драматических наработок выделяют «Пятый акт», повествующий о крестьянских повстанцах.

Фильмы

  • Марийка Невирниця, режиссёр Карел Новий по произведениям Ивана Ольбрахта
  • Микола Шугай, режиссёр М-Й Крнянський по роману Ольбрахта «Микола Шугай разбойник»
  • Nikola Šuhaj loupežník, режиссёр Evžen Sokolovský
  • Balada pro banditu, режиссёр Владимир Шиш
  • Ольбрахт и Колочава, режиссёр Сергей Губский,,


Просмотров: 3311


<<< Оуржедник, Патрик