Пресса - Калинка, Валериан
01 февраля 2011Оглавление:
1. Калинка, Валериан
2. Произведения
Валериан Калинка, польский священник и историк, приближенный министра иностранных дел России, а во время Польского восстания 1830—1831 гг. главы Национального правительства Адама Ежи Чарторыйского.
Биография
Калинка родился около Кракова, эмигрировал из Польши в 1846 из-за политических беспорядков и его причастности к Краковскому восстанию. Состоял в польском иезуитском ордене Resurrectionist Order. Работал на газету «Czas» в 1848, но затем нашел убежище в Париже, где стал активным участником группы Hôtel Lambert.
Первая работа Калинки Galicia und Cracoio, историческая и социальная картина Польши с 1772 до 1850. Он впоследствии думал о написании истории польской эмиграции, но в конечном счете стал редактором еженедельника «Политические польские Новости», был его автором совместно с Джулианом Клэкзко. Издание было запрещено, но в Познани издавалось в течение четырех лет, и участвовало во многих аспектах польской национальной жизни. Статьи Калинки связаны с правом, управлением, историей, и статистикой, и имели отношение главным образом к внутренней жизни Польши.
Калинка стал послушником в иезуитском ордене в Риме. Нескольких раз путешествовал в Галицию, где на средства, выделенные польским сеймом 1 февраля 1881 открыл воспитательное заведение-интернат для русской молодежи).
После 1863, в поиске документов для биографии Адама Чарторыйского, он наткнулся на важные работы, которые опубликовал в двух томах как Последние Годы Станислава Августа. Юзеф Шуйский, хотя и не был знаком Калинке, в это же время работал в том же самом направлении. Оба обвинялись в подрыве патриотического чувства собственного достоинства, в унижении Польши в глазах иностранцев, и разрушения уважения к прошлому. Калинка в ответ на это Поляк, говорил он, не становится меньше поляком, когда он учится на прошлых ошибках, как лучше служить своей стране. Решение проблем Польши Калинка видел так:
Между Польшей и Россией живет огромный народ, ни польский, ни российский. Польша упустила случай сделать его польским, вследствие слабого действия своей цивилизации. Если поляк во время своего господства и своей силы не успел притянуть русина к себе и переделать его, то тем меньше он может это сделать сегодня, когда он сам слабый; русин же стал сильней, чем прежде… Контрнаступление Востока на Запад, начатое бунтом Хмельницкого, катится все дальше, и отбрасывает нас к средневековой границе Пястов. Окончательный приговор еще не пал, но дело обстоит хуже некуда.
Как нам защитить себя? чем?! Силы нет, о праве никто не вспоминает, а хваленая западная христианская цивилизация сама отступает и отрешается… Быть может, в отдельности этого русского народа. Поляком он не будет, но неужели он должен быть Москалем?! Сознание и желание национальной самостоятельности, которыми русины начинают проникаться, недостаточны для того, чтобы предохранить их от поглощения Россией… Пускай Русь останется собой и пусть с иным обрядом, но будет католической тогда она и Россией никогда не будет и вернется к единению с Польшей. Тогда возвратится Россия в свои природные границы и при Днепре, Доне и Черном море будет что-то иное… А если бы пусть самое горшее это и не сбылось, то лучше Русь самостоятельная, нежели Русь российская. Если Грыць не может быть моим, то да не будет он ни моим, ни твоим! Вот общий взгляд, исторический и политический, на всю Русь!
— Stanislaw Tarnowski, hrabia, «Ksiadz Waleryan Kalinka», W Krakowie, 1887, стр. 167-170
В 1877, после посещения католических миссий в Болгарии, он стал священником женского монастыря в Ярославе. Здесь в 1880 вышел первый том его Sejmczteroletni. В предисловии Калинка заметил: «История призывает прежде всего к правде; и при этом правда не может вредить патриотизму.» Второй том появился в 1886, через тридцать лет, которые он потратил на его написание. Калинка умер в Ярославе.
Просмотров: 2575
|