Пресса - Льюис, Синклер - Творческая манера. Основные произведения
31 января 2011Оглавление:
1. Льюис, Синклер
2. Творческая манера. Основные произведения
3. Нобелевская премия и последние годы
4. Избранная библиография
В раннем периоде своего творчества Синклер Льюис выступает как автор типичных для того времени литературных произведений, тема которых карьера одиночки, выходца из общественных «низов», пробивающего себе дорогу в общество. Конфликт между личностью и обществом, служащий основным движущим противоречием всего творчества писателя, трактуется во всех этих произведениях как внесоциальная проблема. Развитие этого противоречия дается здесь экстенсивно, в пространственном плане, путём ухода в экзотику путешествий, в спорт, и т. п.
Среди произведений этого периода несколько особняком стоит роман «Работа» история одной из многих трудящихся женщин Америки, создающей себе карьеру долголетним трудом. В этом романе нет уже того экзотизма, того ухода в романтику, которые характеризуют остальные произведения Льюиса того же периода. «Работа» заключает в себе зародыши тех ростков, которые в своем дальнейшем развитии обусловили превращение писателя из беллетриста в художника социальной тематики.
Но качественный перелом в творчестве Льюиса относится лишь ко времени появления «Главной улицы» романа, который стал таким же знаменем для радикальной американской интеллигенции начала 20-х гг. в области художественной литературы, каким была для неё в области идеологии известная «Цивилизация Соединённых штатов» Гарольда Стернса.
Кризис американской экономики, пришедший на смену «процветанию» времён Первой мировой войны, вызвал движение протеста в кругах мелких американских собственников и в особенности американского фермерства. Это движение вылилось в радикальное течение американской интеллигенции и выдвинуло на авансцену литературы целую плеяду писателей, вошедших в литературную историю под названием «людей 20-х годов». К ним, наряду с Шервудом Андерсоном, Бен Хектом, Флойдом Деллом и др. следует отнести и Синклера Льюиса. Начало подобной «социальной» литературе положили ещё в конце XIX века такие писатели-реалисты, как Хэмлин Гарленд, Стефан Крэйн и Фрэнк Норрис. Непосредственным же предшественником Льюиса в этом плане является Эдгар Ли Мастерс, основное произведение которого «Антология Спун Ривер» проложило пути для «Главной улицы». Подобно автору «Антологии Спун Ривер», Синклер Льюис в «Главной улице» восстает против лицемерия, ограниченности и нетерпимости провинциальной Америки. Если раньше романтика, мечты о нереальном мире были для писателя средством примирения противоречий между его героями и действительностью, то теперь в его творчестве начинается период разрушения иллюзий. Отталкивание персонажей Льюиса от их общественной среды приобретает известную социальную направленность. Характерно, что в конце романа «Главная улица» писатель объявляет: смех остаётся для протестующей героини, вернувшейся к своему семейному очагу, «единственно возможным орудием борьбы».
В дальнейшем творчество Льюиса продолжает развиваться в том же направлении. В «Бэббите» он создаёт классический образ стандартного обывателя, с его стихийными попытками бунтарства против наиболее вызывающих противоречий капиталистического общества, развивая таким образом мотивы «Главной улицы». К «Бэббиту» примыкает и более позднее сатирическое произведение писателя «Человек, который знал Кулиджа».
Следующий роман Синклера Льюиса «Мартин Эрроусмит», вскрывающий положение науки в условиях современной автору Америки, выделяется среди остальных «обличительных» романов писателя этого периода наличием положительной программы требований, отвечающих настроениям части технической интеллигенции. Это обстоятельство приходится однако отнести за счёт того, что в создании этого романа наряду с Льюисом принимал участие известный американский учёный Пол де Крёйф.
«Эльмер Гентри» сатира на религию и её представителей завершает собой период высшего расцвета творчества Льюиса, когда он выступает со своеобразным социальным протестом.
В 1929 вышел памфлет Льюиса «Дешевая и довольная рабочая сила», посвященный забастовке текстильщиков Мэриона, где он становится на сторону рабочих.
Просмотров: 5926
|