Пресса - Маяковский, Владимир Владимирович - Адреса в Петрограде-Ленинграде
31 января 2011Оглавление:
1. Маяковский, Владимир Владимирович
2. Адреса в Петрограде-Ленинграде
3. Увековечение памяти
4. Интересные факты
- 1915 год гостиница «Европейская», Итальянская улица, 7;
- 1915—1918 годы квартира О. М. и Л. Ю. Бриков, улица Жуковского, 7, кв. 42;
- 1918 март 1919 года доходный дом, Надеждинская улица, 52, кв. 9;
- Декабрь 1920 года ДИСК, проспект 25-го Октября, 15;
- 1924—1928 гостиница «Европейская», улица Ракова, 7.
Творчество
Раннее творчество Маяковского было экспрессивно и метафорично, сочетало энергию митинга и демонстрации с лиричнейшей камерностью, ницшеанское богоборчество и тщательно замаскированное в душе религиозное чувство.
По признанию поэта, всё началось со строки Андрея Белого «В небеса запустил ананасом». Давид Бурлюк познакомил молодого поэта с поэзией Рембо, Бодлера, Верлена, Верхарна, но решающее воздействие оказал свободный стих Уитмена. Маяковский не признавал традиционные стихотворные размеры, он придумывал для своих стихов ритм; полиметрические композиции объединяются стилем и единой синтаксической интонацией, которая задаётся графической подачей стиха: сперва разделением стиха на несколько строк, записываемых в столбик, а с 1923 года знаменитой «лесенкой», которая стала «визитной карточкой» Маяковского. Лесенка помогала Маяковскому заставить читать его стихи с правильной интонацией, так как запятых иногда было недостаточно.
После 1917 года Маяковский резко увеличил производительность поэтического труда, творил в ритме побеждающего социализма, за пять предреволюционных лет им написан один том стихов и прозы, за двенадцать послереволюционных лет одиннадцать томов. Например, в 1928 году он написал 125 стихотворений и пьесу. До половины времени проводил в разъездах по Союзу и за рубежом. В поездках порою проводил по 2-3 выступления в день Однако впоследствии в работах Маяковского стали появляться тревожные и беспокойные мысли, чувствоваться опасение за Советскую Республику, автор изобличает пороки нового общества, недостатки нового строя. Считается, что в середине 1920-х годов он начал разочаровываться в социалистическом строе, т. н. его заграничные поездки воспринимают как попытки убежать от себя, в поэме «Во весь голос» присутствует строчка «роясь в сегодняшнем окаменевшем говне». Хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, в том числе посвящённые коллективизации, продолжал создавать до последних дней. Ещё одна особенность поэта сочетание пафосности и лиричности с ядовитейшей Щедринской сатирой. Лирическая сторона Маяковского раскрылась в «Неоконченном»…
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье
Пусть серебро годов вызванивает
уймою
Надеюсь верую вовеки не придет
Ко мне позорное благоразумие!
Ты посмотри какая в мире тишь,
Ночь обложила небо звездной данью.
В такие вот часы встаешь и говоришь
Векам, истории и мирозданию.
Лирические строчки из американского цикла, написанные ещё в 1925 году:
Я хочу быть понят родной страной,
а не буду понят —
что ж?!
По родной стране
пройду стороной,
как проходит
косой дождь.
автор тогда не решился включить в текст стихотворения, но в 1928 году опубликовал их в составе критической статьи, хотя и с пояснением: «Несмотря на всю романсовую чувствительность, я эти красивые, подмоченные дождем пёрышки вырвал». Существует мнение, что даже в панегирической поэме «Хорошо» Маяковский издевается над парадным официозом. «Жезлом правит, что б вправо шёл. / Пойду направо. / Очень хорошо.»
В поэме «Во весь голос» утверждение искренности своего пути и надежда быть понятым в «коммунистическом далеке». Однако таинственным образом исчезла поэма «Плохо». Маяковский все свои записные книжки хранил. Из репертуара были изъяты его резко сатирические пьесы «Клоп» и «Баня». Из уже отпечатанного журнала по распоряжению сверху были вырваны его юбилейные портреты. Кроме того, от Лубянки поступила странная посылка с револьвером.
Маяковский, оказал большое влияние на поэзию XX века. Особенно на С. Кирсанова, А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского, К. Кедрова, а также внёс немалый вклад в детскую поэзию.
Покончил жизнь самоубийством 14 апреля 1930 года. В своё время было много слухов, что это было убийство, но в 1990-х годах была проведена экспертиза на основе вещей Маяковского, хранящихся в его музее, пришедшая к выводу, что стрелял он сам. Впрочем, никакая экспертиза не может быть стопроцентно достоверной. Версию самоубийства решительно отвергал Николай Асеев, прокричавший прямо с трибуны: «Тут что-то не так! Его убили». Непонятны действия спецслужб вокруг гибели поэта. Через десять дней после допроса последней любви поэта Вероники Полонской расстрелян следователь, ведший расследование. Вопросов и гипотез тут больше, чем достоверных фактов. В предсмертной записке поэт прощается с жизнью и причины ухода отнюдь не политические: «любовная лодка разбилась о быт». Девяностолетняя переводчица «Дневника Анны Франк» Рита Райт-Ковалёва сказала о поэте: «Он был нежен!».
По воспоминаниям В. П. Катаева и Ю. К. Олеши, последний день Маяковского восстановлен чуть ли не поминутно. Писатели присутствовали в его квартире сразу после трагического выстрела и свидетельствуют, что служащими ОГПУ прямо в спальне был изъят мозг Маяковского для передачи в институт мозга с целью установления биологической природы гениальности.
Маяковский бесстрашно обратился к потомкам, в далёкое будущее, уверенный, что его будут помнить через сотни лет:
Мой стих трудом громаду лет прорвёт
И явится весомо, грубо, зримо,
Как в наши дни вошёл водопровод,
Сработанный ещё рабами Рима!
Маяковский в кинематографе
В 1918 году Маяковский написал сценарий для фильма «Не для денег родившийся» по мотивам романа Джека Лондона «Мартин Иден». Поэт сам сыграл главную роль Ивана Нова. Не сохранилось ни одной копии этого фильма.
- 1918 год Барышня и хулиган. Режиссёры фильма Владимир Маяковский и Евгений Славинский. В основе сюжета рассказ Эдмонда д’Амичиса «Учительница рабочих». Сценарий Владимира Маяковского, в заглавных ролях он и Александра Ребикова.
- 1928 год Октябрюхов и Декабрюхов. Сценарий этой эксцентрической комедии был написан Владимиром Маяковским к десятилетию Октябрьской Революции.
- 1970 год Барышня и хулиган, телефильм-балет на основе сценария 1918 года режиссёра Аполлинария Дудко.
- 1975 год Маяковский смеётся, или Клоп-75. Фильм-коллаж режиссёра Сергея Юткевича снят по пьесе «Клоп» и сценарию «Позабудь про камин» Владимира Маяковского.
В кино образ поэта в разное время воплотили актёры:
- Анатолий Котенёв
- Евгений Дятлов
Просмотров: 6989
|