1

Пресса - Музыкальная журналистика

01 февраля 2011





Музыкальная журналистика  — это прежде всего аналитика и критические изыскания, проводник в мир искусства, а не светская хроника и обзоры новинок . Но как жанр это направление журналистики во всем мире деградирует и фактически гламуризовано. Даже на радио, где помимо набора профессий — ведущий, диджей, продюсер, — формально есть и музкритик . В наше время такого рода критика — удел энтузиастов хотя и считается одной из актуальных и общественно востребованных в современной культуре . Фрэнк Заппа утверждал:

« Писать о музыке, всё равно, что танцевать под архитектуру! »

Он же описал т. н. рок-журналистов как «людей, которые не умеют писать, берущие интервью у людей, которые не умеют говорить для людей, которые не умеют читать» .

Отечественная музыкальная журналистика

До становления периодической печати как таковой музыкально-критическая мысль была представлена в философских трактатах: только в XVIII веке музыкальная критика оформилась как отдельно-позиционированная сфера деятельности, музыкально-критическая мысли и музыкальное просветительство канализированы были с помощью такого инструментария как журналистика.

Субъект журналистики есть сегодняшний день, процессы культурной жизни, актуальные для данного времени. Рецензирование нового, переоценка былого — объекты равного внимания критической мысли в журналистике, при условии, что это интересно потребителю. Необходимо «держать руку на пульсе». И быть при этом компетентным. Непростое сочетание.

История отечественной музыкальной критики суть профессионалы в музыке и просвещенные дилетанты.

Музыкальная журналистика дореволюционной России

Музыкальная периодика России начала XX века обильна и разнообразна:

  • «Аккорд. Вестник гитары и других народных музыкальных инструментов»;
  • «Баян» музыкально-литературный журнал;
  • «Известия Санкт-Петербургского общества музыкальных собраний»;
  • «Музыка, еженедельное издание»;
  • «Русская музыкальная газета»;
  • «Русская музыкальная грамота»
  • «Сцена и музыка»;
  • «Тульский гармонист» — ежемесячный иллюстрированный журнал.

Музыкальные издания Советской России

  • «Балет»;
  • «Музыка и быт»;
  • «Музыка и Октябрь»;
  • «Музыка и революция»;
  • «Музыкальная жизнь»;
  • «Советская музыка»;
  • «Советская эстрада и цирк»;
  • «Радио и ТВ»;
  • «Театр»;
  • «Театральная жизнь».

Музыкальная журналистика современной России

Евгений Фёдоров и Евгений Додолев: «интересные» музыкальные журналисты в трактовке Николая Фоменко

Музыкальными критиками в нашей стране могут именоваться считанные единицы среди тех, кто пишет про музыку: прочим достаточно понятия «музыкальный журналист»

Пособий для вузов по данной теме очень немного . У наших «музкритиков» любой коллектив может величаться «рок-группой» только из прихоти и желания так называться, а не в силу принадлежности к стилю: публика лишена возможности адекватно судить о ситуации из-за некомпетентности журналистов и высокомерию музыковедов, до сих пор не считающих для себя возможным снизойти до изучения культурных пластов, адекватно не отраженного в нашем музыкознании. Если нет познаний в данной сфере, должен быть хотя бы драйв. А он исчез вместе с перестроечным задором. Николай Фоменко, рассуждая о музкритике в «Московском комсомольце» отмечал, что был, дескать, некий

« Женя Федоров, когда-то давным-давно. Или, предположим, Евгений Додолев. Но это всяческие прыжки десятилетней давности. Все это давно было. Кто сегодня пишет? Так, чтобы было интересно. Не знаю, »

Стоит заметить, что качество работы этих журналистов отмечали многие профессионалы шоу-бизнеса, такие, например, как Иосиф Пригожин.

Увы, так и есть. Те, кто когда-то писал о советском роке в «Звуковой дорожке», не были сугубо профессиональными критиками, но им «было что сказать». Ныне отечественной музыкальной критике помимо «месседжа» необходим профессионализм, но его не хватает даже у журналистов «профильной» прессы.

Критика — это залог нормального функционирования филармонической концертной жизни. Если бы это было не так, то жанр критики благополучно бы угас, а не просуществовал многие столетия. Это некая рефлексия музыкального процесса на самое себя. Нынче в России стало модно говорить, что критика — никчемная вещь. Но такое отношение, во-первых, показатель недостаточного понимания предмета, о котором идет речь, а во-вторых, еще одно доказательство того, что в этом вопросе Россия пока отстает от Запада. К сожалению, мы не доросли до понимания того, что музыкальная критика необходима"

Академические издания

Подавляющее большинство статей в печатных СМИ этой группы являются чисто научными, а не журналистскими: лексические нормы не коррелируют с требованиям журналистики, в основе которой — доходчивость, постулирующая необходимость общения с потребителем на его языке. Не стоит игнорировать и т. н. индивидуальность подхода: субъективный взгляд. Научное «мы» даже не будучи явно прописано, всегда подразумевается. А это не совместимо с авторским «я», непременным условием современной журналистики. Академические издания далеки от дилетанта.

  • «Музыкальная жизнь» издается с 1957;
  • «Музыкальное обозрение» — газета с мизерным тиражом. Статьи напоминают материалы газеты «Культура».
  • «Российский музыкант» выходит ежемесячно в теение учебного года.
  • «Советская музыка» издается с 1933 года. Издание было ежемесячным, с 1992 года стало ежекартальным.

Академическую музыку освещают и другие издания: публикуются репортажи о том или ином событии, рецензии на концерты. Но, как правило, они занимают скромную долю газетной площади, хотя события эстрадной музыки анонсируются на фронтальных полосах и обложках.

Популярные издания

Издания, как отечественные, так и лицензионные, освещают масскульт и шоу-бизнес. По мнению экспертов — освещают не должным образом:

Практически во всех печатных изданиях есть разделы, посвященные эстрадной музыке. Одна из самых известных таких колонок — «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», — «полоса о модной и популярной музыке», как указано в газете. Здесь публикуют хит-парады по опросу читателей — хиты отечественные и зарубежные, российские видеоклипы, зарубежные видеоклипы. Немного новостей, интервью и материалы о том или ином событии в эстрадной музыке составляют основное содержание «ЗД». Если бы колонка ограничивалась информационной функцией, упреки в непрофессионализме обозревателей были бы неуместны, но претензии на рецензирование делают её с этой точки зрения уязвимой. Проанализировав прессу, посвященную эстраде, можно достаточно определенно ответить на вопрос, есть ли музыкальная журналистика в нашей стране. На сегодняшний день её не существует. Есть жалкие потуги отдельных творческих единиц, которые, при всей своей неуклюжести и безграмотности, выдаются за критическую деятельность.

Закрытые журналы

Наиболее заметные журналы о музыке не выдержали конкуренции с лицензионными продуктами типа Rolling Stone и канули в Лету.

  • «Музобоз» апеллировал к подросткам;
  • Бюллетень для поклонников рэйв-культуры «Птюч»;
  • Лучшим по мнению экспертов был «Ом», в котором самоуверенное невежество рядилось в экстравагантную оригинальность.
  • «Стас» не столько регулярно информировал, сколько резюмировал.
Музыкальные приложения
  • «Джокер» — «газета для тех, кто смотрит кино и слушает музыку»; отдельное приложение к «Вечернему клубу». Достаточно самобытный и колоритный образец т. н. жёлтой прессы.
  • «Музыкальная правда» — отдельное приложение к «Московской правде». Декларация: «хорошая газета для любящих скандалы, музыку, видео, театр и всякое кино». Стала лауреатом первой «Серебряной калоши» как «самая мягкая газета». Из чего следует, что критики как таковой там не было. Слишком много стёба. Хотя кинокритика и литературные рецензии, справедливости ради стоит заметить, в данном издание представлены на высшем профессиональном уровне.


Просмотров: 7496


<<< Музей журналистики и новостей (Вашингтон)
Написание новостей >>>