Пресса - Нефёдов, Филипп Диомидович - Образование
31 января 2011Оглавление:
1. Нефёдов, Филипп Диомидович
2. Образование
Приходское училище. С 1864 по 1868 вольнослушатель юридического факультета Московского университета.
Первые публикации
Начало карьеры писателя и этнографа в местной печати; Из путевых заметок по Нерехтскому уезду // КГВ. 1859. 7 февр., № 6.
C 1862 года бывший крепостной в Москве, записался в мещанское сословие. Начал печататься в московской печати: в сатирических журналах «Искра», «Будильник», «Развлечение». В середине 1860-х публиковался в газете И. С. Аксакова «День». Главная статья того времени «Село Павлово» исторический очерк села Горбатовского уезда Нижегородской губернии, славившегося своей слесарной промышленностью. Нефёдов начал приобретать репутацию знатока фабричной действительности. Среди работ этногравфического характера крупными достижениями стали зарисовка «Дикие люди, вещи и фантазии на Московской этнографической выставке и пр.» и очерк «Фомин понедельник» // Развлечение. 1868. 4 мая, № 17. С. 265. Подп.: Иван Вознесенский)).
С конца 1860-х начала 1870-х Нефёдов стал публиковатсяв «толстых» журналах. «Девичник. Очерк фабричных нравов» изображает картины зимних посиделок в фабричном селе, ввергнутом в порок пьянства. В очерке «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни» народные обычаи, соблюдаемые фабричной молодежью, проходят на фоне социальных проблем промышленного села.
Третий этап жизни Нефёдова связан с возвращением на родину, в Иваново, где жил в 1870—1871 гг. Здесь писатель учредил воскресную школу. Для газеты «Русские ведомости» написал цикл очерков о нечеловеческих условиях работы ивановских ткачей «Наши фабрики и заводы». Цикл не был завершен, так как по требованию Шуйского жандармского отделения печатание его было запрещено. В 1872 издал книгу рассказов о деревне «На миру», куда включил свои главные произведения.
В 1874 Нефёдов избран членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, куда представил рукопись «Об этнографическом исследовании Костромской губернии» с материалами по мифологии, обрядам, праздникам, юридическим обычаям, народной медицине.
В 1876 Нефёдов обследовал южное Приуралье, где занимался раскопками древних захоронений). В 1877 с этими же целями он ездил в Касимовский уезд.
В 1877 опубликовал «Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам»). Нефёдов зафиксировал «похороны Ярилы» редкий обряд, приуроченный в Костроме к последнему воскресенью перед Петровским постом, тексты заговоров, песен, материалы по мифологическим представлениям и свадебному обряду.
Летом 1878 Нефёдов работал в Поволжье и Приуральском крае, сочетая антропологические задачи с этнографическими. В частности, в Кинешме ему еще раз удалось собрать материал об обряде «похороны Ярилы».
В 1875—1876 Нефёдов зав. редакции «Ремесленной газеты»; в 1879 редактор газ. «Русский курьер».
Спад карьеры начался после убийства Александра II, когда в марте 1881 был арестован, так как в бумагах С. Л. Перовской и А. И. Желябова нашли его имя. После несколько месяцев заключения выпущен под полицейский надзор; место в «Русском курьере» потерял. Только в 1884 он стал постоянным сотрудником другой газеты «Русские ведомости».
Во второй половине 1890-х издал свои «Сочинения». В 1886 Н. представил в ОЛЕАиЭ программу этнографических исследований, в которой предполагалось сочетать археологическое изучение городищ и курганов с собиранием устных преданий о них; антропологическое обследование современных жителей он увязывал с экономическим положением населе ния и т. д. В 1895 за переданную в ОЛЕАиЭ антропологическую коллекцию Нефёдов награжден премией вел. кн. Сергея Александровича.
В 1887 Нефёдов избран членом-корресподентом Московского археологического общества. По поручению МАО в 1887 и 1888 производил раскопки в Оренбургской губ., Уральской и Тургайской обл. Им было обследовано свыше ста курганов, о чем сделал доклад в Оренбургском губернском статистическом комитете. В 1893—1894 по заданию МАО производил раскопки в Пермской, Уфимской и Казанской губ.; в 1895—1896 обследовал городища и курганы в Костромской губ.
В 1890-е Нефёдов поселился в д. Перебор Владимирской губернии. Здесь он собрал коллекцию фольклорных материалов, часть которых была опубликована в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей». Две статьи содержат тексты причитаний из д. Добрыниной Ставровской вол. Владимирского у.: «Причитания Владимирского уезда» и «Вои или причитания Владимирского уезда». После смерти этнографа Костромское научное общество по изучению местного края издало тексты рекрутских причитаний, записанных им в конце 1870-х в Поволжье. Они представляет интерес, так как отражают настроения времен Балканской русско-турецкой войны 1877—1878 гг..
Просмотров: 2899
|