1

Пресса - Нефёдов, Филипп Диомидович - Образование

31 января 2011


Оглавление:
1. Нефёдов, Филипп Диомидович
2. Образование



Приходское училище. С 1864 по 1868 — вольнослушатель юридического факультета Московского университета.

Первые публикации

Начало карьеры писателя и этнографа — в местной печати; Из путевых заметок по Нерехтскому уезду // КГВ. 1859. 7 февр., № 6.

C 1862 года бывший крепостной в Москве, записался в мещанское сословие. Начал печататься в московской печати: в сатирических журналах «Искра», «Будильник», «Развлечение». В середине 1860-х публиковался в газете И. С. Аксакова «День». Главная статья того времени — «Село Павлово» — исторический очерк села Горбатовского уезда Нижегородской губернии, славившегося своей слесарной промышленностью. Нефёдов начал приобретать репутацию знатока фабричной действительности. Среди работ этногравфического характера крупными достижениями стали зарисовка «Дикие люди, вещи и фантазии на Московской этнографической выставке и пр.» и очерк «Фомин понедельник» // Развлечение. 1868. 4 мая, № 17. С. 265. — Подп.: Иван Вознесенский)).

С конца 1860-х — начала 1870-х Нефёдов стал публиковатсяв «толстых» журналах. «Девичник. Очерк фабричных нравов» изображает картины зимних посиделок в фабричном селе, ввергнутом в порок пьянства. В очерке «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни» народные обычаи, соблюдаемые фабричной молодежью, проходят на фоне социальных проблем промышленного села.

Третий этап жизни Нефёдова связан с возвращением на родину, в Иваново, где жил в 1870—1871 гг. Здесь писатель учредил воскресную школу. Для газеты «Русские ведомости» написал цикл очерков о нечеловеческих условиях работы ивановских ткачей — «Наши фабрики и заводы». Цикл не был завершен, так как по требованию Шуйского жандармского отделения печатание его было запрещено. В 1872 издал книгу рассказов о деревне «На миру», куда включил свои главные произведения.

В 1874 Нефёдов избран членом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, куда представил рукопись «Об этнографическом исследовании Костромской губернии» с материалами по мифологии, обрядам, праздникам, юридическим обычаям, народной медицине.

В 1876 Нефёдов обследовал южное Приуралье, где занимался раскопками древних захоронений). В 1877 с этими же целями он ездил в Касимовский уезд.

В 1877 опубликовал «Этнографические наблюдения на пути по Волге и ее притокам»). Нефёдов зафиксировал «похороны Ярилы» — редкий обряд, приуроченный в Костроме к последнему воскресенью перед Петровским постом, тексты заговоров, песен, материалы по мифологическим представлениям и свадебному обряду.

Летом 1878 Нефёдов работал в Поволжье и Приуральском крае, сочетая антропологические задачи с этнографическими. В частности, в Кинешме ему еще раз удалось собрать материал об обряде «похороны Ярилы».

В 1875—1876 Нефёдов — зав. редакции «Ремесленной газеты»; в 1879 — редактор газ. «Русский курьер».

Спад карьеры начался после убийства Александра II, когда в марте 1881 был арестован, так как в бумагах С. Л. Перовской и А. И. Желябова нашли его имя. После несколько месяцев заключения выпущен под полицейский надзор; место в «Русском курьере» потерял. Только в 1884 он стал постоянным сотрудником другой газеты — «Русские ведомости».

Во второй половине 1890-х издал свои «Сочинения». В 1886 Н. представил в ОЛЕАиЭ программу этнографических исследований, в которой предполагалось сочетать археологическое изучение городищ и курганов с собиранием устных преданий о них; антропологическое обследование современных жителей он увязывал с экономическим положением населе ния и т. д. В 1895 за переданную в ОЛЕАиЭ антропологическую коллекцию Нефёдов награжден премией вел. кн. Сергея Александровича.

В 1887 Нефёдов избран членом-корресподентом Московского археологического общества. По поручению МАО в 1887 и 1888 производил раскопки в Оренбургской губ., Уральской и Тургайской обл. Им было обследовано свыше ста курганов, о чем сделал доклад в Оренбургском губернском статистическом комитете. В 1893—1894 по заданию МАО производил раскопки в Пермской, Уфимской и Казанской губ.; в 1895—1896 обследовал городища и курганы в Костромской губ.

В 1890-е Нефёдов поселился в д. Перебор Владимирской губернии. Здесь он собрал коллекцию фольклорных материалов, часть которых была опубликована в неофициальной части «Владимирских губернских ведомостей». Две статьи содержат тексты причитаний из д. Добрыниной Ставровской вол. Владимирского у.: «Причитания Владимирского уезда» и «Вои или причитания Владимирского уезда». После смерти этнографа Костромское научное общество по изучению местного края издало тексты рекрутских причитаний, записанных им в конце 1870-х в Поволжье. Они представляет интерес, так как отражают настроения времен Балканской русско-турецкой войны 1877—1878 гг..



Просмотров: 2899


<<< Мещерский, Владимир Петрович
Ольденбург, Сергей Сергеевич >>>