Пресса - Публикации о проституции в советской периодике - Публикации в «Московском комсомольце»
01 февраля 2011Оглавление:
1. Публикации о проституции в советской периодике
2. Публикации в «Московском комсомольце»
3. Публикации в других газетах
До середины 80-х тема не исследовалась даже экспертами правоохранительных органов :
Подобно сексуальному насилию, до середины 1980-х гг. существование в СССР проституции официально отрицалось. Конечно, были отдельные «распущенные женщины» с повышенными сексуальными потребностями, но, с официальной точки зрения, такое поведение не было и не могло стать профессиональной деятельностью, так как в стране официально не было бедных. Юристы и социологи, особенно грузинские, проводили на эту тему исследования, но все они были закрытыми и печатались под грифом «Для служебного пользования».
Но в 1989 году в бывшем рижском филиале минской высшей школы МВД СССР Ю. Лазарев, В. Дюков, и В. Шляхтин написали исследование «Проституция: исторические, криминологические, административно-правовые аспекты», к чему их побудили первые публикации о проституции в советской периодике «Ночные охотницы», «Белый танец» . Эти статьи были опубликованы в «Московском комсомольце».
Первая публикация
Публикация имела широкий резонанс и главный редактор Павел Гусев принял решение о форсаже тематики и ряде кардинальных изменений в редакционной политике: была придумана рубрика «Срочно в номер!» и в газете на регулярной основе стала публиковаться криминальная хроника.
Название статьи и само стало идиомой, его использовали и в журнальных заголовках, и в литературе.
Сергей Осипов издал одноимённую книгу ISBN 978-5-699-21994-0 .
Вторая публикация
В публикациях, посвящённых этой статье, отмечалось:
Тогдашняя советская пресса, делавшая первые шаги на ниве гласности, зарабатывала себе авторитет на разоблачении «ночных бабочек-путан», наркоманов и «люберов». Одной из самых громких стала статья в «Московском комсомольце» Евгения Додолева под названием «Белый танец» о валютных проститутках, промышлявших на «уголке» и в «Контике». После этой статьи страна впервые узнала о новых своих «героях» и с удивлением прочитала об их баснословных заработках… Пройдёт совсем немного времени, и огромная армия молодых и здоровых девчат вольётся в ряды проституток, чтобы ударным трудом достичь «высот»… И это несмотря на то, что публикации содержали не призыв идти в проститутки, а, напротив, предупреждение: «Берегите, девушки, честь смолоду!»
В западных СМИ о публикации писали с переводом в скобках Belii tanets .
Реакция на публикации
Публикации вывели издание на общесоюзный уровень цитирования, подняли тираж на рекордную высоту. При анонимном анкетировании старших школьников в Риге и Ленинграде в 1989 году валютная проституция оказалась в десятке наиболее престижных профессий. По этим материалам принимал решение ЦК КПСС и вносились изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Журналиста, который стал первооткрывателем целого ряда тем, ранее табуированных в отечественной прессе, таких как партийная коррупция, криминальный кинднеппинг, семейный инцест, валютная проституция и пр., пригласили на соведение в легендарную программу «Взгляд».
Эти газетные выступления названы «первым бликом зари гласности». Из «Онтологии победы» Леонида Афонского:
В конце 1986 года, когда с высот самоускоряющейся рыжковщины Михаил Сергеевич, наконец, обратил свой долгожданный взор на культуру аккурат после спасения новым Распутиным сибирских рек Павел Гусев засуетился. Тут-то и грянула светлой памяти додолевская статья о проститутках, ставшая этапным моментом, поворотным пунктом, красным фонарём подлинной гласности в мире социализма. С неё, а вовсе не с VIII съезда Союза Писателей началось внедрение реального наполнения этого понятия в приватную жизнь тогда ещё советских людей. Кстати, вдвойне символично, что символом горбогласности в отличие от гласности Александра II стали не всенародные вопли о тяжком кресте крепостных, а именно эссе о доморощенных гетерах современности. Видимо, поколение так называемых «тридцатилетних» чувствовало свою онтологическую валентность этому явлению. Не в том смысле, что «все мы проститутки», а в том, что тема латентно-продажного секса понималась как тема некоей тайной свободы, как бы понарошке продающейся некоей социоастральной грубой силой, от которой никуда не уйти. В этом ракурсе среднестатистический советский либерал представлялся «тридцатилетним» в образе забитой пасторальной девушки, вынужденной идти на панель системы днем и ночью.
Истории, описанные в очерке, легли в основу книг и фильмов . Названия статей вдохновляли поэтов и становились заголовками журналистских работ, превратившись в публицистический штамп . Словосочетание «ночные охотницы» употребляется как синоним других жаргонных обозначений ремесла проститутки:
Молодые женщины, «путаны», «ночные бабочки», как поэтично называют их обыватели, представительницы древнейшей, столь презираемой добропорядочными матерями семейств, профессии. И, тем не менее, ночные охотницы за «лёгкими деньгами» мечтают почему-то не о миллионах и принцах на роскошных лимузинах…
Идиома «ночные бабочки»
идиома, придуманная и популяризированная журналистом при работе над статьями о проституции.
Значение данного фразеологического сращения явным образом не выводимо из обоих составляющих, хотя к ночной жизни косвенное отношение имеет. Генезис данной идиомы тривиален: автор очевидным образом ассоциировал т. н. жриц любви с легкомысленными мотыльками, привлечёнными «огнями большого города» и рискующими сгореть в пламени порока.
Это было время репортёрских сенсаций. Параллельно формировался и новый стиль изложения газетной фактуры, оказывавший влияние на носителя языка. И придуманное Евгением Додолевым словосочетание стало расхожим сразу после публикации. Кроме того, использованный им в публикациях того периода жаргон пополнил лексикон 80-х и отчасти сформировал постперестроечный журналистский новояз. Владимир Шахиджанян в «Дневнике предпринимателя» пишет :
« | Проститутки ни в чём не виноваты | » |
Эдуард Лимонов в своей «Лимонке в мирную жизнь» так объяснял согражданам причину их бед:
« | Потому что вы не участвуете, не хотите стать взрослыми и взять на себя ответственность за страну, похабные толстозадые мужики в Кремле и Белом доме сели на эту страну и гонят её к гибели, превратив баб в “ночных охотниц” да “бабочек”. | » |
Словосочетание употребляется как синоним других жаргонных обозначений ремесла проститутки:
Молодые женщины, «путаны», «ночные бабочки», как поэтично называют их обыватели, представительницы древнейшей, столь презираемой добропорядочными матерями семейств, профессии. И, тем не менее, ночные охотницы за «лёгкими деньгами» мечтают почему-то не о миллионах и принцах на роскошных лимузинах…
Просмотров: 3702
|