Пресса - Рахлис, Лев Яковлевич
31 января 2011Оглавление:
1. Рахлис, Лев Яковлевич
2. Хроника публикаций и выступлений
3. Библиография
Лев Яковлевич Рахлис детский поэт. Известен книгами «То ли правда, то ли нет?», «Шишел-Мышел…», «Подарили рыбке зонтик».
Биография
Детство и юность
Родился 25 января 1936 года в п. г. т. Лугины, Лугинского района Житомирской области.
После начала Великой Отечественной войны, в 1941 году был эвакуирован в деревню Кундуровка Оренбургской области, откуда вернулся лишь в 1944 году. На родине Лев Рахлис заканчивает 8 классов средней школы и неожиданно его семья переезжает в Челябинск. Продолжил обучение в челябинской школе № 41.
В 1952 году его родители вернулись на Украину. Лев Рахлис остался без родительской опеки, однако Челябинск подарил ему в итоге самый плодотворный и самый незабываемый период его жизни, где он на протяжении 40 лет жил, учился и работал.
В 1954 году прошёл по конкурсу в Челябинский Педагогический институт им. Горького. Поселился в студенческое общежитие, где провёл пять самых счастливых лет.
В это же время Лев Рахлис и его друзья по институту узнают, что рядом с общежитием в доме № 38 по улице Сони Кривой поселился Леонид Леонидович Оболенский, вернувшийся из ссылки, о котором они знали многое, как об актёре и режиссёре. Он с радостью принял студентов и им удалось с ним пообщаться. А в 1963 году Рахлис работал вместе с Оболенским в ДК железнодорожников.
В 1957 году он встретил свою будущую жену Тамару.
Начало литературной карьеры
В 1958 году Лев Рахлис опубликовал во многотиражной газете института «Молодой учитель» свою первую подборку лирических стихов.
В 1959 году, после окончания института, работал в школе-интернате № 2 г. Челябинска, затем редактором в ДК железнодорожников, где писал сценарии всевозможных праздников. И, наконец, в Челябинском государственном институте культуры в качестве преподавателя курса «Сценарное мастерство». В течение 10 лет возглавлял кафедру режиссуры массовых и театрализованных праздников.
Литературное объединение «Экспресс»
С 1964 по 1985 гг. Лев Рахлис руководил литературным объединением «Экспресс» при Дворце культуры железнодорожников. «Экспресс» был порождением Хрущёвской оттепели. Сюда приходили те из молодых авторов, которых не устраивал литературный официоз и диктат Союза писателей, некоторые осознавали себя инакомыслящими последователями группы «Снежное вино».
В «Экспрессе» занимались в основном студенты, художники, инженеры, учителя. Его членам вменяли в вину уход от социалистического реализма. К концу 1970-х гг. среди участников объединения наметился раскол по художественным и политическим пристрастиям. У некоторых «экспрессовцев» начали выходить книги часто как «преодоление» отказа от традиций «Экспресса». Некоторые издания при этом оценивались положительно, например, книги по краеведению и юмористические.
К середине 1980-х гг. тон в «Экспрессе» задавали уже совсем молодые авторы. Всё же и в эти годы ориентация на независимость отличала «Экспресс» от других литературных объединений. «Экспресс» прекратил свое существование с началом «горбачевской перестройки».
Педагогическая деятельность
С 1972 по 1993 гг. работа в Челябинском государственном институте культуры и искусства, затем Челябинской Академии искусства и культуры. Вначале старшим преподавателем, ведя курс «Сценарное мастерство», затем заведующим кафедрой режиссуры театрализованных представлений и праздников, затем, уже в должности доцента, продолжал преподавание «Курса сценарного мастерства» на этой же кафедре. В начале 1975 года Д. Б. Перчик предложил поэту организовать на кафедре курс сценарного мастерства. Рахлис разработал целую программу курса, являясь его родоначальником. В том же году он стал руководить кафедрой. Началось десятилетие становления специализации, обретения педагогами научной и творческой самостоятельности: повышается значимость сценарного мастерства, создаются авторские программы, появляются методические разработки. В 1976 году состоялся первый выпуск — девятнадцать молодых специалистов.
Рахлис стал автором целого ряда методических и сценарных разработок. Здесь его сценарный опыт приобретает не только практическую, но и педагогическую направленность. Постоянное общение с детьми в моменты своих многочисленных литературных встреч, подтолкнуло его к мысли о необходимости создания специальных сценарно-методических разработок по развитию творческих способностей у детей. Им была придумана, сценарно разработана, а затем и издана «Весёлая разминка на уроке», как одна из ступенек по раскрепощению личности ребенка на пути к творчеству. Брошюра включала около 50 сценарных вариантов весёлых разминок.
Библиотека игровых занятий для детей
В начале 90-х годов, в соавторстве с Николаем Шиловым в течение ряда лет они создают своеобразную Библиотечку игровых занятий в помощь воспитателям детских садов и учителям начальных классов.
- «Здравствуй, бабушкин сундук». Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
- «Цветик-семицветик». Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
- «Школа Винни-Пуха». Уроки словотворчества и веселого сочинительства. Пакет сценариев развлекательно-познавательных занятий.
- «Кит по имени „Н“, Кит по имени „В“, Кит по имени „Ф“». Сценарии развлекательных занятий для старших групп детского сада.
- «Мир чудес». Три сценарно-режиссёрских сериала. Сюжетно-игровая марафон-программа, состоящая из 22 занятий-уроков, включающая 82 авторские игры.
- «Кого Аист в клюве принес». Праздничный Игроскоп-шоу для именинников. 12 сценариев, 12 конкурсно-игровых программ.
- «У Пимпампончика в гостях». Допиши-книжка, рассчитанная на такое сотворчество детей, когда они становятся коллективными соавторами.
- «Хозяева-гости». Сценарий театрализованной развлекательной программы для ребят разновозрастных групп детского сада.
В 1993 году переехал в Атланту, США.
В 1994 году Международное Общество Пушкинистов, в жюри которого входил Евгений Евтушенко, наградило Льва Рахлиса за стихотворение об отце «Восьмая рана» почётной грамотой.
С 1996 года главный редактор газеты «Русский Дом» в Атланте.
Женат. Есть дочь, зять, внучка и кошка Фиона.
Просмотров: 3675
|