1

Пресса - Райли, Марк

01 февраля 2011


Оглавление:
1. Райли, Марк
2. Дискография



Марк Райли — британский рок-музыкант, получивший известность сначала как участник The Fall, затем как фронтмен Marc Riley & the Creepers. После распада группы Райли стал антрепренером на инди-сцене и музыкальным журналистом. Сейчас он — ведущий популярной радиопрограммы на BBC Radio 6.

Биография

Марк Райли родился, вырос и учился в Манчестере, где в 1978 году закончил среднюю школу Saint Gregory’s, после чего, поработав немного рабочим сцены, стал участником The Fall, группы, которую возглавлял Марк Э. Смит.

Райли пришёл в группу в шестнадцатилетнем возрасте и, как вспоминал позже, подчинялся Смиту как начальнику. Музыкальная пресса поначалу упоминала о нем как о самом обычном, ничем не примечательном участнике группы. «Ивонн <Полетт> мало говорит о музыке или учебе, но много о Нико, Нико, Нико и Джиме Моррисоне, который, как она убеждена, жив. Марк Райли говорит и думает даже меньше, чем Ивонн», — писал в августе 1978 года Иэн Пенман, New Musical Express, описывая участников группы. «Ветеран по меркам The Fall. Очень популярен у юных Fall-фэнов, которые просят его научить их играть на гитаре, что выглядит очень трогательно. Менеджер группы <Кэй Кэрролл> утверждает, что он напоминает ей молодого Брайана Джонса», — так был охарактеризован он в пресс-релизе к синглу «Rowche Rumble».

Сначала Райли играл на бас-гитаре. В 1979 году он перешел за клавишные и оставался за этим инструментом до конца 1982 года, когда окончательно рассорился со Смитом и был уволен.

«Мои отношения с Марком Э Смитом начались великолепно а закончились… не слишком здорово. Я возможно громче всех высказывал несогласия, хоть и не очень громко — но достаточно, чтобы мне грозили кулаком — или пальцем…», — рассказывал он в 2005 году. «Марк Райли хотел всё делать по-своему: тут они и столкнулись…», — так интерпретировал причину конфликта продюсер Грант Шоубиз. Райли отмечал, что в инцидента присутствал характерный для Смита элемент абсурда. По его словам, дело обстояло так: «Мы собирались в Европу через месяц, и он сказал мне: ты не едешь. Я — что? Он: обойдемся без тебя. Я — ну ладно. Он: но если всё пойдет не очень хорошо, мы позвоним тебе и ты вернешься в группу. И я снова — ну ладно. И вот, всё ещё жду звонка».

«Есть лишь одна вещь, перед которой Марк Смит испытывает ужас: это необходимость вспоминать прошлое», — писал в 1983 году NME. Именно поэтому пришлось уйти Марку Райли. «Он постоянно говорил: 'Ох, это хуже чем то-то или это, что мы делали год назад', а это совершенно не то, как должны мыслить The Fall», — говорил фронтмен группы.

Marc Riley & the Creepers

После ухода из The Fall Райли образовал собственную группу, Marc Riley & The Creepers, в состав которой вошли Эдди Фенн, Пол Флетчер и Пит Киох. Параллельно он вместе с Джимом Камбаттой образовал записывающий лейбл In-Tape Records, где вышли все записи группы, а кроме того — первые релизы Gaye Bykers on Acid, Фрэнка Сайдботтома, Asphalt Ribbons и The Membranes.

Принято считать, что Смит был недоволен «излишней попсовостью» Райли, сольная карьера последнего, по крайней мере, на раннем этапе никак не подтверждает этот вердикт. С Creepers Райли продолжил исполнять диссонантный рок-н-ролл с бесстрастным речитативом вместо вокала, гитарным дисторшном и массированными атаками клавишных. При том, что музыка его группы стала более структурированной и мелодичной, Райли сохранил верность принципам гаражного панка.

Материал всех трех EP был записан в студиях Би-би-си у Джона Пила, и в каждом из них прослеживается любимая тема Райли: высмеивание других групп и музыкантов. За дебютным синглом «Favourite Sister» последовал «Jumper Clown», шутливый выпад в адрес Марка Э. Смита. В Creeping at Maida Vale заметен трек «Location Bangladesh», — о группах, которые путешествуют по свету в поиске экзотических пейзажей для съемки видеоклипов. Four A’s содержит «Bard of Woking»: сатиру на Пола Уэллера с его претензиями на звание «народного поэта».

Марк Э. Смит творчество своего бывшего коллеги характеризовал так:

Он повторяет то, что было у нас в 1980-81 годах. Пытается делать вид, будто имел значение в Fall, но когда он был в составе, все песни писали я и Крэйг. А сейчас он даже пытается и тексты писать, как я. Смешно. Я-то всегда надеялся, что Марк что-нибудь конструктивное сделает — например, войдет в группу типа The Jam, которая ему более бы подходила.

— Марк Э. Смит, NME

За Peel Sessions последовал сборник Cull, куда вошли как работы Creepers, так и ранние записи Райли, в которых заметно влияние Velvet Underground. В июне 1984 года группа выпустила первый полноформатный альбом Gross Out, за которым последовал Fancy Meeting God!.

После выхода концертного альбома Warts 'n' All в конце того же года Райли распустил старый состав и образовал трио The Creepers вместе с Марком Тилтоном и Филом Робетсом из Shrubs. Первым релизом группы стал кавер «Baby’s On Fire» Брайана Ино, за которым последовал альбом Miserable Sinners. Группа подписала новый контракт с Red Rhino Records, где вышли сингл Brute, второй альбом Rock 'n' Roll Liquorice Flavour и ретроспективная компиляция Sleeper.

После распада

После распада The Creepers Эдди Фенн образовал группу Bargepole; затем некоторое время записывался самостоятельно — в студии, которую оборудовал в собственном доме. Пол Флетчер перешёл в манчестерскую группу Wilder. Пит Киох стал участников The Miseries. Марк Тилтон закончил киноколледж в Лондоне и стал режиссером. Фил Робертс вернулся в родной Уотфорд после чего «…о нём больше не слышали».

1987 —

В 1987 году Марк Райли принял участие в подготовке и записи альбома-трибьюта Джонни Кэшу, в котором в числе прочих приняли участие Марк Алмонд, Мишель Шокд, Дэвид МакКумб, а также Джон Лэнгфорд. С последним Райли собрал свою новую группу, The Lost Soul Crusaders, куда вошли также Гари Лукас, Тони Маймони и Стив Голдинг. Свое название этот ансамбль позаимствовал у вымышленного музыкального коллектива во главе с Джонни Кэшем, появившегося в детективном телесериале «Коломбо». На перспективах группы, однако, пришлось поставить крест в 1989 году после коллапса Red Rhyno Records.

Решив, что с музыкальной карьерой на этом покончено, Марк Райли некоторое время работал художником и юмористом: его перу и кисти принадлежат комиксы «Harry The Head» и «Doctor Mooney». Постепенно он вернулся в бизнес в качестве агента и продюсера, сотрудничая с исполнителями 4AD и Factory, в частности, с Happy Mondays, The Pixies и Cocteau Twins. Именно в этом качестве Райли и попал впервые на Би-би-си, где сначала работал на незадолго до этого созданном Radio 5, а затем получил собственную программу «Hit The North», и тут же приобрел массовую популярность «благодаря остроумию, обаянию и глубокому знанию музыки».

Новый босс BBC Radio 1 Мэтью «Роджер» Баннистер взял к себе под крыло «Hit The North», где уже сформировался радиодуэт Mark and Lard: Марк Рэдклифф и Марк Райли. Позже Рэдклифф и Райли образовали группу The Shirehorses, которая выступила на фестивале Гластонбери в 1997 году и выпустила два юмористических альбома.

Сейчас Райли ведет популярную вечернюю программу Brain Surgery на Radio 6 , номинированную на Sony Radio Academy Awards 2008 .

Марк Райли не общается с Марком Э. Смитом, но недавно встретился с ним на праздновании дня рождения общего знакомого: оба договорились «…забыть о прошлом, потому что жизнь слишком коротка».

Интересные факты

  • Марк Райли — фанат футбольного клуба Manchester City F.C.


Просмотров: 3234


<<< Пил, Джон
Райт, Иан >>>