1

Пресса - Щедровицкий, Дмитрий Владимирович - Теолог

31 января 2011


Оглавление:
1. Щедровицкий, Дмитрий Владимирович
2. Теолог
3. Поэт
4. Переводчик
5. Воссоздатель древней медицины



С начала 1990-х годов Д. В. Щедровицкий читает курсы по библеистике в крупнейших светских и духовных учебных заведениях Москвы: в Московском государственном университете, в Московской пресвитерианской духовной академии, в Свято-Филаретовской московской высшей православно-христианской школе и в Российском Православном университете св. ап. Иоанна Богослова, где он заведовал кафедрой библеистики. Опора прежде всего на текст самого Священного Писания, живость и доступность изложения, научная эрудиция, уважение к различным религиозным направлениям — все это в совокупности привлекло широкое общественное внимание к лекциям автора и вывело их за пределы студенческих аудиторий. На основе вузовских лекций была начата публикация фундаментального труда — «Введения в Ветхий Завет». По полноте привлечения библейского лингвистического, филологического и исторического материала, многоплановости толкований, умелому соотнесению традиционных и оригинальных богословских идей, ясности и наглядности изложения многотомник не имеет аналогов в отечественной религиозно-культурной традиции изучения ветхозаветных текстов.

В целом Д. В. Щедровицкого как теолога в наибольшей степени интересуют истоки монотеистических религий — иудаизма, христианства и ислама. Отсюда его внимание к священным писаниям трех авраамических религий — Ветхому и Новому Заветам, а также Корану. Исследованию Библии посвящены наиболее крупные его труды: «Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево», «Пророчества Книги Даниила. 597 год до н. э. — 2240 год н. э.», «Беседы о Книге Иова»; священное писание мусульман обсуждается в книге «Сияющий Коран. Взгляд библеиста». Перечисленные труды постоянно переиздаются; исследования, посвященные отдельным библейским книгам, предполагается в дальнейшем включить в центральное издание — «Введение в Ветхий Завет».

Помимо крупных работ, им написано множество статей историко-богословской тематики, публиковавшихся в научных сборниках, в периодической печати, в справочных изданиях — энциклопедиях и словарях, а также в виде предисловий либо послесловий к переводным изданиям.

Еще одно направление работы Д. В. Щедровицкого как теолога — научное редактирование и участие в редакционно-издательской подготовке трудов других авторов. Здесь можно упомянуть «Библейскую энциклопедию Брокгауза», сборники-хрестоматии «И сказал Господь Моисею…», «Руми и суфийская традиция», «Сковорода», книгу германского юриста Веддига Фрикке «Кто осудил Иисуса?», историко-богословский обзор польского автора Юлиана Гжесика «Возвращение. История евреев в свете новозаветных пророчеств» и др.

Голос Д. В. Щедровицкого-богослова все чаще доносится по радио и через телевещание: многим слушателям знакомы его неоднократные выступления на радио «Теос»; интервью с ним передавали радиостанции «Радио России» и «Эхо Москвы»; с его участием готовился документальный сериал «Святыни христианского мира» на федеральном телеканале «Культура».

Отзывы на теологические труды

Специалисты в области библеистики, филологии, иудаики, как правило, высоко оценивают теологическое творчество Д. В. Щедровицкого.

Декан библейско-патрологического факультета Российского Православного университета, зав. каф. истории культуры Московского физ.-тех. ин-та священник Георгий Чистяков высказался о «Введении в Ветхий Завет» так: «...книга, благодаря ее глубине и бесспорному литературному таланту автора, с большим интересом читается как людьми, только заинтересовавшимися Словом Божьим, так и сознательными христианами, в том числе священнослужителями. Несомненно, что серия в целом станет замечательным учебным пособием в духовных и, думаю, светских учебных заведениях, будет широко известна отечественному читателю, принята верующими многих христианских направлений и немало послужит делу библейского просвещения России».

Преподаватель Ветхого Завета профессор филологического факультета МГУ А.Н.Горбунов оценил «Введение в Ветхий Завет» следующим образом: «Мне и раньше было хорошо известно о плодотворной работе автора серии замечательного гебраиста и поэта Дмитрия Владимировича Щедровицкого на ниве библейского просвещения; прекрасно знаком он мне и как переводчик классической европейской поэзии. Однако книга превзошла мои лучшие ожидания: высокая филологическая квалификация автора, его компетентность в различных областях гуманитарного знания, увлеченность предметом, прекрасное владение литературным слогом, стремление вникнуть в тончайшие оттенки смысла, содержащегося в оригинале, и донести их до читателя — все это вместе создает впечатление превосходного руководства, в котором крайне нуждаются люди, обращающиеся к чтению Ветхого Завета».

В своем отзыве на первые тома «Введения в Ветхий Завет» академик В. Н. Топоров написал: «Две особенности книги бросаются в глаза сразу, и именно они определяют научный, культурный, богословский вес книги. Речь идет об очень разумной организации материала: она очень проста, точна, экономна, удобна — как для «продвинутого» читателя, так и для читателя, впервые приступающего к чтению книги такого рода. И что еще важнее — книга написана на очень высоком уровне научной и богословской компетенции и учитывает все то новое, что появилось в библеистике и смежных с нею областях за последние десятилетия. В результате перед нами замечательная книга, которая читается с неослабевающим интересом, которая "взращивает" читателя, которая, наконец, просто душеполезна и необходима. Появление у нас такого искушенного библеиста, ученого и богослова, как Д.В. Щедровицкий, — та редкая и отчасти неожиданная удача, не воспользоваться которой было бы непростительным упущением. ... Хочется выразить надежду на то, что автор получит возможность довести свой труд до конца. Если это произойдет, то можно будет с полным основанием говорить о возобновлении библеистики в России».

В то же время в трудах Д. В. Щедровицкого содержатся отдельные положения, вызывающие резкую критику со стороны ортодоксальных теологов различных конфессий. Прежде всего критика касается следующего: признание Корана откровением Единого Бога подобно Библии; использование каббалистических методов в экзегетике; трактовка упоминаемого в Библии «мужеложества» как сексуального насилия, а не собственно сексуальной ориентации; отсутствие опоры на святоотеческое наследие; мировоззренческая открытость в отношении вопросов реинкарнации и всеобщего спасения и др. Примером такого рода критики служит отзыв на «Введение в Ветхий Завет» прот. Андрея Ефанова.

Имея в виду разногласия относительно теологического творчества Д. В. Щедровицкого, член правления Российского библейского общества, член Союза писателей России, к.филол.н., переводчица классических христианских авторов Н.Л.Трауберг высказалась о книге Д. В. Щедровицкого так: «Можно спорить о тех или иных мнениях автора — это неизбежно; но, входя в ее пространство, человек испытывает то, что испытывает он, привычно читая Библию. Мне кажется, что ее можно давать детям, они многого не поймут, но дети часто читают книги, где понимают только часть и запоминают главное. Словом, эта книга для проповедника и для учителя. Может быть, плохой учитель не сможет правильно ее применить. Она совершенно не поддается иссушению. Все время слышится живой голос, и интонация его похожа на интонацию тех людей, чьи речи мы читаем в Библии».

Общую оценку теологического творчества Д. В. Щедровицкого можно найти в посвященной ему статье энциклопедии «Религия», написанной ведущим библеистом и специалистом по иудаике Белорусского государственного университета, зав. кафедрой культурологии Г.В.Синило.



Просмотров: 5272


<<< Шпиндлер, Иосиф Бернардович
Эфрос, Николай Ефимович >>>