Пресса - Союзпечать - История
31 января 2011Оглавление:
1. Союзпечать
2. Структура и деятельность
3. История
4. Интересные факты
Предыстория
Распространение прессы и книжной продукции в дореволюционной России являлось важной составной частью инфраструктуры общества. Этим занимались артели и частные подписные конторы, в функции которых также входили расклеивание афиш, доставка по домам срочных писем и ценных бандеролей. На железнодорожных станциях с 1906 года действовала сеть киосков «Контрагентства А. С. Суворина», где продавались газеты и журналы.
Ранний советский период
В ноябре 1917 года частное предприятие Суворина было национализировано и на его основе было учреждено сначала «Контрагентство ЦИК ССР», а затем «Агентство ВЦИК».
21 ноября 1918 года принятым Советом народных комиссаров РСФСР декретом за подписью В. И. Ленина на Наркомат почт и телеграфов была возложена обязанность централизованного распространения и экспедирования советских периодических печатных изданий. Во исполнение этого декрета был создан специальный отдел печати. В результате этих решений Совнаркома в ноябре 1918 года возникло Центральное агентство ВЦИК, которое объединило все имевшиеся на тот момент каналы поставок, а к маю 1919 года, согласно второму декрету СНК от 5 мая того же года, практически единолично стало производить экспедицию периодики и литературы в молодой советской стране.
Аппарат «Центропечати» имел разветвленную сеть. В Москве было организовано 22 отдела, в которых было занято в общей сложности 3000 человек. В целом в «Центропечати» имелось 17 тыс. сотрудников. Экспедиционное хозяйство агентства включало:
- шесть центральных экспедиций,
- восемь газетных экспедиций при типографиях,
- девять экспедиций при вокзалах и
- 11 районных экспедиций.
С 1 января 1919 года при всех почтово-телеграфных учреждениях Советской России начали осуществляться:
- розничная продажа газет и книг,
- распространение печатной продукции по подписке.
13 декабря 1921 года Коллегия Агитпропотдела ЦК РКП постановила ликвидировать «Центропечать» и создать орган по распространению и экспедированию советской и партийной печати, который имел права государственного учреждения, работавшего на началах кооперативного товарищества на паях, пайщиками и участниками которого были советские, партийные и профессиональные газеты. В соответствии с этим решением в январе 1922 года была образована Центральная экспедиция советской и партийной печати. Тогда же, в самом начале 1922 года, бывший железнодорожный отдел «Центропечати» был реформирован в Контрагентство печати. С 1924 года при Отделе печати ЦК партии начало работать Газетное объединение, при котором была организована Комиссия по распространению печати. В 1926 года появился ещё один орган Издательская техническая подкомиссия по вопросам распространения при Комитете по делам печати.
Основание «Союзпечати»
С увеличением количества распространяемых в Советском Союзе наименований и тиражей печатных изданий всё более сказывалось несовершенство существовавших механизмов их распространения. Для модернизации системы 16 августа 1930 года по решению СНК СССР было организовано централизованное и широко разветвленное Всесоюзное объединение «Союзпечать». На местном уровне отделы «Союзпечати» находились в подчинении у региональных почтово-телеграфных контор.
В июне 1932 года в структуре Наркомата связи СССР было учреждено Центральное управление распространения печати «Союзпечать», которое занялось организацией приёма и разработкой техники оформления подписки и розничным распространением. Его опорными пунктами являлись:
- Центральный газетно-журнальный почтамт,
- Центральная подписная контора «Союзпечати»,
- Центральная розничная контора «Союзпечати»,
- местные, краевые, областные и городские отделы,
- а также отделы печати и райорганизаторы при районных конторах связи.
Областные отделы «Союзпечати» были организованы при областных управлениях связи, а в районных центрах были введены специальные отделы по распространению печати районные бюро «Союзпечати». В августе 1932 года в 14 городах страны при отделениях «Союзпечати» были также открыты республиканские, краевые и областные подписные конторы, а в сентябре того же года в 21 городе появились региональные розничные конторы.
В 1937 году в ведение «Союзпечати» перешли руководство и функции экспедирования периодической печати, а также газетно-журнальные почтамты и экспедиции, подчинявшиеся ранее Почтовому управлению Наркомата связи.
Благодаря усилиям по развитию индустрии подписки и розницы, к началу 1941 года общий разовый тираж городских и районных газет достиг 10,5 млн экземпляров, а общий разовый тираж журналов 11,5 млн. В городах, на железнодорожных станциях и в селах Советского Союза на тот момент имелось около 5500 киосков «Союзпечати».
Военное время
В годы Великой Отечественной войны «Союзпечать» продолжала оказывать свои услуги на фронте и в тылу, однако формы и методы работы значительно изменились. Первоочередная доставка необходимого количества центральных газет проводилась в боевые армейские подразделения. Эта нелёгкая задача выполнялась работниками военной и гражданской почты и «Союзпечати» совместно с Главным политическим управлением Красной Армии. Далее снабжались резервные и тыловые формирования действующей армии, а затем население. Широкую индивидуальную подписку сменило лимитированное распределение газет и журналов по промышленным предприятиям, учебным заведениям, колхозам и совхозам.
Военные экспедиции для рассылки печати на фронт часто применяли авиацию. В прифронтовых районах они снабжали войсковые части прессой нередко в условиях, когда требовалось проявлять мужество и героизм при выполнении служебных обязанностей. За образцовое выполнение заданий партии и правительства в области распространения печати в военное время большая группа работников «Союзпечати» была удостоена в июне 1943 года государственных наград.
В городах важное значение в годы войны приобрели газетные витрины, сеть которых была увеличена почти на половину. За один только 1943 год их число возросло с 78,3 тыс. до 116 тыс. единиц. В то же время, ввиду захвата части территории страны немецкими войсками, заметно уменьшилось количество киосков «Союзпечати» до 2,1 тыс., из которых 500 было на селе и 1600 в городах. Сотрудниками агентства в этот период проводилась общественная работа по распространению на фронте боевых листков, плакатов, лозунгов, а в тылу специальных «молний», листовок, бюллетеней под лозунгом «Все для фронта!».
Послевоенные годы
Во второй половине 1940-х и в 1950-е годы довоенная система распространения печати была восстановлена и получила дальнейшее развитие. Следуя послевоенному Постановлению Совета Министров СССР, от распределения печати по организациям и предприятиям, характерного для военного времени, вернулись к обычной системе распространения в виде свободной продажи и индивидуальной подписки. Уже к началу 1947 года наблюдалось увеличение разовых тиражей центральных газет и журналов по сравнению с военным периодом на 7,1 млн экземпляров, а их общее количество составило 27,3 млн. Однако на всей территории страны имелось лишь 4560 киосков, и в 1951 году была поставлена задача установить 5000 новых киосков в районных центрах, совхозах и колхозах. Особое внимание было уделено продаже печатных изданий в поездах и на железнодорожных станциях, прямому снабжению 350 вокзальных киосков, расширению сети киосков в аэропортах и на водном транспорте.
В 1953 году прежнее ведомство было реорганизовано в Главное управление по распространению печати «Союзпечать» Министерства связи СССР. Затем изменения коснулись Центрального газетно-журнального почтамта. Функции экспедирования были отданы почтовым учреждениям.
В середине 1950-х годов, благодаря активной работе «Союзпечати», в СССР на тысячу человек приходилось 290 газет и журналов, а каталог советских газет и журналов пополнялся всё новыми и новыми изданиями. В 1954 году начались подписка и распространение газет и журналов социалистических стран.
Дальнейшее развитие
На протяжении 1959—1965 годов были усовершенствованы работа «Союзпечати» и структура её органов, что способствовало улучшению обслуживания населения. К 1963 году в результате целого ряда изменений сформировалась чёткая структура отрасли, способная удовлетворять растущие потребности советских людей в печати.
В 1960-е годы также происходило техническое переоснащение отрасли: строились новые киоски и магазины «Союзпечати», устанавливались автоматы для продажи газет, улучшалось обеспечение транспортом.
В 1964 году часть прибыли подведомственных предприятий «Союзпечати» стала направляться на приобретение производственного оборудования, средств механизации и строительство производственных зданий. Это позволило укрепить и расширить материально-техническую базу агентства. По типовым проектам возводились здания районных и городских агентств, а сеть киосков увеличилась до 22 тыс. единиц.
Менялась и структура ведомства. В мае 1963 года вместо Центральной конторы по обработке заказов и Центральной розничной конторы были образованы Центральное подписное и Центральное розничное агентства. В следующем году в областных, краевых и республиканских центрах РСФСР появились самостоятельные хозрасчётные предприятия подписные и розничные агентства «Союзпечати». В том же 1964 году приступили к абонементной системе приёма подписки с использованием операционно-кассовых машин; это позволило значительно повысить качество и эффективность производственных процессов на предприятиях «Союзпечати».
ЦФА «Союзпечать»
Согласно Постановлению Совета Министров СССР № 733 от 4 октября 1965 года «О мерах по улучшению издания почтовых марок и торговли ими», Министерству связи СССР были поручены организация филателии в стране, определение тиражей, тематики издания коллекционных марок, осуществление их реализации и издание каталогов почтовых марок. В октябре 1965 года задачи развития филателии в Советском Союзе были возложены на Главное управление по распространению печати «Союзпечать». В его обязанности стала входить продажа на территории страны всех филателистических материалов, в связи с чем в его структуре в том же году было учреждено Центральное филателистическое агентство «Союзпечать». Часть издававшихся в СССР новых марок направлялась в это агентство для реализации в специально организованных в рамках этой системы магазинах «Филателия». Филателистические материалы продавались в магазинах и киосках «Союзпечати» по государственным ценам. Для снабжения членов Всесоюзного общества филателистов коллекционными материалами в торговых точках «Союзпечати» была введена абонементная система. В торговую сеть «Союзпечати» поступали также для продажи другие филателистические товары, например, марочные наклейки.
Кроме того, ЦФА «Союзпечать» занималось распространением наборов коллекционных почтовых марок в виде тематических и годовых сброшюрованных тетрадок и расфасованных в пакетах наборов. Они были главным образом предназначены для начинающих филателистов.
Примеры филателистической продукции ЦФА «Союзпечать» | |
---|---|
|
|
Лист сброшюрованной тетрадки с нанесённой сеткой и прикреплёнными к нему с помощью особых наклеек почтовыми марками СССР, собранными по теме «Учёные и деятели культуры СССР» |
Описательный штемпель на четвёртой странице обложки предварительно сформированной коллекции почтовых марок СССР |
В порядке выполнения задач, поставленных в области развития филателии решениями Советского правительства, агентство приступило к подготовке и выпуску каталогов почтовых марок СССР и некоторых других стран, а также к изданию другой филателистической литературы. В период с 1969 по 1987 год агентство отвечало за выпуск журнала «Филателия СССР».
ЦФА «Союзпечать», по согласованию с Правлением ВОФ, установило также обменный лимит, в пределах которого советскими коллекционерами осуществлялся международный филателистический обмен.
Поздний советский период
В 1969 году в действие вступил Кустовский вычислительный центр «Союзпечати» в Рязани. С его помощью решался целый комплекс задач подписки и розницы, автоматизации процессов сбора, передачи и обработки информации, с выдачей машинным способом контрольной, расчётной и экспедиционной документации.
Разрасталась и сфера деятельности предприятий ведомства:
- расширен ассортимент товаров в розничной торговле;
- приняты к централизованному распространению и экспедированию материалы, изданные органами научно-технической информации и издательством «Плакат»;
- введена подписка с перерывом на часть срока;
- разрешена покупка у населения подержанных журналов и продажа их в розничной торговой сети.
К 1980 году «Союзпечать» располагала крепкой материально-технической базой и имела устойчивые экономические показатели:
- среднегодовая численность работников сферы распространения печати составила 84,8 тыс. человек;
- киосковая сеть возросла до 34,3 тыс. единиц;
- действовало 620 магазинов «Союзпечати» и
- имелось 11,6 тыс. автоматов.
В октябре 1987 года Министерство связи СССР объединило ЦПА и ЦРА в одну организацию Центральное рознично-подписное агентство «Союзпечать». В 1988 году было образовано Главное управление почтовой связи и распространения печати Министерства связи СССР, которое отвечало за развитие и совершенствование почтовой связи и распространения печати. При этом непосредственно подпиской стали заниматься отделения связи, а в обязанности ЦРПА «Союзпечать» входили лишь розничное распространение печати, издание подписных каталогов и обработка заказов на подписку.
К концу 1980-х началу 1990-х годов в отрасли стали складываться черты современной розничной сети:
- расширенный ассортимент продаваемой продукции,
- преобладание доли прочей продукции в показателях доходности и прибыльности предприятий «Союзпечати».
Современная Россия
После распада СССР произошло реформирование отрасли. В ноябре 1992 года вышел Указ Президента Российской Федерации, согласно которому вместо ГУПС и РП при Министерстве связи создавалось Федеральное управление почтовой связи. За организацию подписки на периодику отвечали российские отделения связи, а «Союзпечать» занималась только розничным распространением периодической печати.
В 1994 году в соответствии с государственной программой приватизации произошло акционирование ЦРПА «Союзпечать», и на его базе возникло Открытое акционерное общество «Агентство „Роспечать“». К декабрю 1994 года 47 региональных отделений бывшей общероссийской сети были приватизированы и акционированы.
Хотя с прекращением Союза ССР агентство «Союзпечать» также прекратило свою деятельность, этот бренд продолжает использоваться в настоящее время в названиях профильных и непрофильных объединений и компаний. Одной из таких организаций является Некоммерческое партнерство «Национальная сеть распространения прессы „Союзпечать“», основанное 14 февраля 2005 года и объединяющее предприятия по распространению печатных изданий на территории России, а также Белоруссии. Название «Союзпечать» носят некоторые региональные компании распространения прессы и рекламно-производственные фирмы в России, а также организации и компании в Белоруссии, на Украине и в некоторых других странах бывшего Советского Союза.
Просмотров: 8021
|