Пресса - Стенная газета
01 февраля 2011Стенгазета — стенная газета.
Делается, в основном, на листе формата А1. Обычно посвящается праздникам или текущим событиям. Сочетает самодеятельность в живописи, поэзии и искусстве составления поздравительных текстов. Стенгазеты особенно популярны в общеобразовательных заведениях, где предполагается дополнительная обучающая нагрузка.
1920-30-e гг. дают целую коллекцию синонимов: стенная газета, она же стенгазета, называется здесь стенгаз, стенновка, стеннуха, стеннушка, стенка и просто стенная. Стенгазету можно найти в словаре Ушакова , МАСе , БАСе , и у Ожегова, стенновку - только у Ушакова, в БАСе, а остальное потерялось по понятной причине: разговорное, просторечное…
БАС и МАС дают одинаковые определения стенгазеты: это 'стенная газета'. В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой есть уточнение: «Стенгазета - сокращение стенная газета - вывешиваемая на стене рукописная или машинописная газета, орган местной общественной организации»4. В этом толковании проявляются две нормализаторские тенденции: языковая и идеологическая. Стенгазета - литературное слово, которого вполне достаточно для обозначения понятия, поэтому все просторечные формы, не фиксируются. «Местная общественная организация» - необходимая идеологическая составляющая: действительно, в советскую эпоху выпуск самопальных стенгазет не приветствовался, что и отразил, наряду с лексическим значением, словарь Ожегова-Шведовой. В «Толковом словаре языка Совдепии» В. Мокиенко и Т. Никитиной находим уже не только стенгазету, но и синонимы: стенная, стенгаз.
Описать стенгазету просто, потому что все ее видели, и сложно, потому что представления о том, какой она должна быть, как и сама стенгазетная практика, постоянно менялись. Последнее по хронологии описание стенгазеты можно найти в Википедии, где говорится, что «стенгазета - вид изобразительного народного творчества», «делается, в основном, на листе формата А1», «обычно посвящается праздникам или текущим событиям» и особенно распространена в общеобразовательных учреждениях. Однако отметим, что в советском прошлом все было немного иначе.
Как массовый культурный феномен стенгазета распространяется с середины 1920-х, то есть в связи с общей демократизацией печати в эпоху нэпа. В это время нет общих требований к оформлению стенгазет, поэтому, несмотря на попытки ввести в обязательную практику написание в верхней части газеты лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и название выпускающей организации, многие стенгазетчики не считают нужным это делать. После XIII съезда ВКП, который специально обсудил вопросы организации стенгазет, проводятся многочисленные конкурсы стенновок на всесоюзном, республиканском, губернском, городском и т. д. уровнях. Стенгазеты, представленные на конкурсах, просто поражают размерами: начинаешь сомневаться в бумажном дефиците этого времени. Вот пример из статьи «Стенновка»: «Его выбрали в редколлегию заводской газеты, и он по ночам сидел в столярном цехе и разрисовывал огромные полотнища стенновок.».
Именно в середине 20-х гг. созданы наиболее подробные описания стенгазет, объясняющие, как создавать кружок селькоров при стенгазетах и каковы основные принципы оформления стенных.
Тогда и утверждается мнение, что стенгазета является «не только совершенно новым видом революционной печати, но и печати вообще». «Мы не можем сказать ... где и когда появилась первая фабрично-заводская или первая деревенская стенная газета. ... Но есть догадка, что родоначальником стенной газеты является производственный плакат и яркие, жесткие, бичующие классового врага, сатиры-плакаты Демьяна Бедного», – пишет С.Б. Урицкий, один из главных теоретиков красной прессы. Лубок, листовка, дореволюционный плакат, семейные стенные газеты в числе предшественников стенгазеты как «нового вида печати» в это время не упоминаются.
Просмотров: 5354
|