Пресса - Венгеров, Семён Афанасьевич - Биография
31 января 2011Оглавление:
1. Венгеров, Семён Афанасьевич
2. Биография
3. Библиография
Родился в Лубнах Полтавской губернии в 1855 году. Детские годы провёл в Минске. Первоначальное образование домашнее. С 1868 года учился в гимназии в Петербурге, затем в Медико-хирургической академии. Окончив юридический факультет Санкт-Петербургского университета, служил помощником присяжного поверенного. Экстерном сдал экзамен по историко-филологическому факультету в Юрьевском университете. С 1882 служил в правлении Либаво-Роменской железной дороги. С 1890 года целиком отдался историко-литературной и библиографической деятельности.
Адреса в Санкт-Петербурге Петрограде
1910—1920 доходный дом П. В. Симонова Загородный проспект, 9.
Деятельность
Печататься начал с 17 лет. Деятельно сотрудничал в «Неделе», «Русском мире», «Русской мысли», «Русском богатстве», «Вестнике Европы» и др. журналах. Редактировал журнал «Устои» 1882, литературный отдел как 82-томной Энциклопедии, так и «Нового энциклопедического словаря» Брокгауза и Ефрона, «Библиотеку великих писателей» того же издательства, Библиотеку издательства «Светоч»], «Русскую литературу XX века» 1914—1917 и т. д.
В 1897 Венгеров начал чтение лекций по истории русской литературы в Петербургском университете, но в 1899 был отстранён от преподавания за левизну. Только после революции 1905 в 1906 он смог вернуться в университет.
Венгеров написал много трудов. Из методологических работ В. наиболее известны: «Основные черты истории новейшей русской литературы» и «Героический характер русской литературы». В них Венгеров излагает свои общие воззрения на развитие русской литературы. По мнению Венгерова, она исключительное явление в ряду других национальных литератур. В Западной Европе развитие общественности и литературы шло параллельно; в России же последняя могущественно развивается «при полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря этому русская литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Отсюда всё её исключительное своеобразие, заключающееся в том, что она «никогда не замыкалась в сферу чисто художественных интересов и всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово».
Почти все историко-литературные работы Венгерова имеют своей целью доказать этот основной тезис его системы. В истории русской литературы Венгеров видит «тоску по подвигу», «жажду самопожертвования». Твёрдо убеждённый в «проповедническом» характере русской литературы, он считает, что вся её история сводится к смене идей и настроений при единой их сущности, не определяемой классовыми отношениями. Русскую литературу создал кающийся дворянин и непривилегированный интеллигент. Среда, в которой воспитывается и живёт художник, накладывает конечно определённый отпечаток на изображение жизни. Но одно дело этот классовый отпечаток, и другое признание того, что писатель выражает в своём творчестве психо-идеологию определённой общественной группы. Это последнее положение по отношению к русской литературе Венгеров отвергает. Для русских писателей характерен беззаветный героизм, отказ от классовых привилегий, «самозаклание». В этом именно обаяние русской литературы, которое, стоя на классовой точке зрения, ни в какой мере объяснить нельзя.
Взгляды Венгерова на роль литературы в общественной жизни характерны для идеологии разночинной интеллигенции, представителем которой он являлся как историк русской литературы. В его «историко-философском» построении получили наивное выражение излюбленные идеи разночинцев о руководящей роли идей и их носителей в исторической жизни. Литература высший орган этой «надклассовой» по духу интеллигенции как совокупности «критически-мыслящих личностей», обязанных трудящейся массе своим развитием и сознающих свой долг перед нею. Под влиянием современного Венгерову народничества сложилась его мысль об «особом пути» развития русской духовной культуры и её высшего выражения литературы. Однако венгеровская «философия» русской литературы была неприемлема и для примыкавших к народничеству, но методологически дисциплинированных критиков. Её близорукость и прямолинейность, беспомощность в объяснении элементарных исторических фактов показал ещё А. Г. Горнфельд в народническом «Русском богатстве». Концепция Венгерова была произведением пылкого, но наивного адепта, непосвящённого в глубину учения, а не созданием призванного его представителя. Поэтому народничество и отмежевалось от взглядов Венгерова, которые могли его лишь компрометировать.
Несомненное значение Венгерова для русского литературоведения конечно не в этих поверхностных обобщениях. Оно в отдельных, монографических изучениях, сыгравших в своё время стимулирующую роль, и особенно в неутомимом собирании и тщательной проверке фактического материала, в чрезвычайно плодотворной деятельности редактора и организатора. Его грандиозно задуманный «Критико-биографический словарь русских писателей и учёных» и «Источники словаря русских писателей» настольные книги историка русской литературы.
«Русские книги» Венгерова ценнейший вклад в библиографию русской литературы. Большую ценность представляют Венгеровские издания сочинений Пушкина и Белинского. Венгеров редактировал и лучшие у нас издания европейских классиков: Шекспира, Мольера, Шиллера, Байрона. По инициативе Венгерова возник в 1908 при Петербургском университете известный Пушкинский семинарий, который начал составление словаря поэтического языка Пушкина и опубликовал ряд работ о поэте. Из оставленной Венгеровым картотеки исследователи ещё долго будут черпать сведения.
Просмотров: 3819
|