Пресса - Воздух (журнал) - История издания и отзывы критики
22 февраля 2011Оглавление:
1. Воздух (журнал)
2. История издания и отзывы критики
Первый номер журнала появился в марте 2006 года и был представлен публике на сцене московского театра «Практика» в рамках празднования Всемирного дня поэзии. Рецензент, приводя сказанные на презентации слова главного редактора о том, что «журнал должен стать домом для авторов разных направлений при условии, что каждый из них своим творчеством вносит в поэзию что-то новое, создает новые смыслы», отмечает: «в самом деле авторов, выходивших на сцену в течение вечера, трудно объединить каким-либо из расхожих ярлыков».
Последующим выпускам журнала также были посвящены вечера-презентации в Москве, а в некоторых случаях и в Санкт-Петербурге. Газетная критика пользовалась этими поводами для того, чтобы охарактеризовать сам журнал: так, по мнению Людмилы Вязмитиновой,
Журнал «Воздух» являет читательскому миру свое панорамное как в поколенческом, так и в географическом аспектах видение того, что происходит в современной поэзии. <…> Дмитрий Кузьмин вложил в свое новое детище весь наработанный им опыт практика и теоретика литературного процесса: журнал изящно оформлен и смотрится цельным в результате простой и четкой структуры размещения текстов, которые читаются с неослабным интересом безотносительно поколенческого и географического положения их авторов, а кроме непосредственно поэзии представляют связанные с ней области журналистики, критики, литературоведения и библиографии.
Обобщая художественное и идейное содержание журнала, критик Анна Наринская утверждала:
«Воздух», заметим, совсем взрослый журнал. Не в том смысле, что там печатаются в основном взрослые авторы, хотя и это тоже, а в том, что нет в нем никакого вызова, никакого радикализма и тем более никакого хулиганства. На мелованной бумаге, в изящной обложке неброского цвета. Это журнал, со всей очевидностью существующий в том мире, где поэзия часть устоявшейся жизни. Может, не самая заметная, но необходимая, а поэт это такая профессия, пусть редкая и требующая особых способностей.
Солидарен с ней и критик Андрей Мирошкин, замечавший: «Вкус, актуальность и строгая продуманность вот, пожалуй, наиболее сильные стороны „Воздуха“, начиная с первого номера».
По мнению М. Иванова, индивидуальный облик журнала «Воздух» сформирован в противостоянии с начавшим выходить значительно раньше поэтическим журналом «Арион» при этом
«Воздух» ориентируется на более широкую целевую аудиторию, расширяя сферу воздействия именно за счет молодежи на обложку первого номера вынесены имена популярных у молодежи Андрея Родионова и Линор Горалик, среди опубликованных в журнале наряду с представителями старших поколений представители наиболее молодого поколения современной поэзии: Ксения Маренникова, Петр Попов и другие. При этом «Воздух», без сомнения, имеет некие отличительные черты, новые свойства. Главные из них это принципиальная широта взгляда на поэтическое поле, чего «Ариону», очевидно, не хватает, и внимательнейшее отношение к поэзии регионов России. Два этих отличия подчеркнуты как в самом журнале, так и в книгах серии «Воздух», являющейся приложением к нему. Наличие активно функционирующей собственной книжной серии еще одно важное конкурентное преимущество.
На страницах «Ариона», однако, журнал «Воздух» был подвергнут критике Виктором Куллэ, полагающим, что на страницах «Воздуха» «живые классики соседствуют как бы поделикатнее выразиться с не столь сильными стихотворцами».
В 2007 году вызвало определённый резонанс решение сайта Журнальный зал отказать журналу «Воздух» в размещении его материалов. В ходе опроса, проведённого сайтом Polit.ru, литературовед Борис Дубин оценил это решение как «возмутительное», в поддержку журнала высказались также Михаил Айзенберг, Мария Степанова, Алексей Цветков и другие заметные литераторы.
Просмотров: 2252
|