1

Пресса - Воздух (журнал) - История издания и отзывы критики

22 февраля 2011


Оглавление:
1. Воздух (журнал)
2. История издания и отзывы критики



Первый номер журнала появился в марте 2006 года и был представлен публике на сцене московского театра «Практика» в рамках празднования Всемирного дня поэзии. Рецензент, приводя сказанные на презентации слова главного редактора о том, что «журнал должен стать домом для авторов разных направлений — при условии, что каждый из них своим творчеством вносит в поэзию что-то новое, создает новые смыслы», отмечает: «в самом деле — авторов, выходивших на сцену в течение вечера, трудно объединить каким-либо из расхожих ярлыков».

Последующим выпускам журнала также были посвящены вечера-презентации в Москве, а в некоторых случаях и в Санкт-Петербурге. Газетная критика пользовалась этими поводами для того, чтобы охарактеризовать сам журнал: так, по мнению Людмилы Вязмитиновой,

Журнал «Воздух» являет читательскому миру свое панорамное — как в поколенческом, так и в географическом аспектах — видение того, что происходит в современной поэзии. <…> Дмитрий Кузьмин вложил в свое новое детище весь наработанный им опыт практика и теоретика литературного процесса: журнал изящно оформлен и смотрится цельным в результате простой и четкой структуры размещения текстов, которые читаются с неослабным интересом безотносительно поколенческого и географического положения их авторов, а кроме непосредственно поэзии представляют связанные с ней области журналистики, критики, литературоведения и библиографии.

Обобщая художественное и идейное содержание журнала, критик Анна Наринская утверждала:

«Воздух», заметим, совсем взрослый журнал. Не в том смысле, что там печатаются в основном взрослые авторы, хотя и это тоже, а в том, что нет в нем никакого вызова, никакого радикализма и тем более никакого хулиганства. На мелованной бумаге, в изящной обложке неброского цвета. Это журнал, со всей очевидностью существующий в том мире, где поэзия — часть устоявшейся жизни. Может, не самая заметная, но необходимая, а поэт — это такая профессия, пусть редкая и требующая особых способностей.

Солидарен с ней и критик Андрей Мирошкин, замечавший: «Вкус, актуальность и строгая продуманность — вот, пожалуй, наиболее сильные стороны „Воздуха“, начиная с первого номера».

По мнению М. Иванова, индивидуальный облик журнала «Воздух» сформирован в противостоянии с начавшим выходить значительно раньше поэтическим журналом «Арион» — при этом

«Воздух» ориентируется на более широкую целевую аудиторию, расширяя сферу воздействия именно за счет молодежи — на обложку первого номера вынесены имена популярных у молодежи Андрея Родионова и Линор Горалик, среди опубликованных в журнале наряду с представителями старших поколений — представители наиболее молодого поколения современной поэзии: Ксения Маренникова, Петр Попов и другие. При этом «Воздух», без сомнения, имеет некие отличительные черты, новые свойства. Главные из них — это принципиальная широта взгляда на поэтическое поле, чего «Ариону», очевидно, не хватает, и внимательнейшее отношение к поэзии регионов России. Два этих отличия подчеркнуты как в самом журнале, так и в книгах серии «Воздух», являющейся приложением к нему. Наличие активно функционирующей собственной книжной серии — еще одно важное конкурентное преимущество.

На страницах «Ариона», однако, журнал «Воздух» был подвергнут критике Виктором Куллэ, полагающим, что на страницах «Воздуха» «живые классики соседствуют — как бы поделикатнее выразиться — с не столь сильными стихотворцами».

В 2007 году вызвало определённый резонанс решение сайта Журнальный зал отказать журналу «Воздух» в размещении его материалов. В ходе опроса, проведённого сайтом Polit.ru, литературовед Борис Дубин оценил это решение как «возмутительное», в поддержку журнала высказались также Михаил Айзенберг, Мария Степанова, Алексей Цветков и другие заметные литераторы.



Просмотров: 2252


<<< Вестник новой литературы
Волга XXI век >>>